Сайт дистанционных консультаций  для студентов заочной формы обучения товароведческого факультета ФГОУ ВПО ИВМ ОмГАУ специальностей "Товароведение и экспертиза товаров" и "Стандартизация и сертификация".

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации для студентов заочного отделения.

 

Темы, выносимые на самостоятельное изучение, и задания к ним.

Указания  к выполнению контрольных работ.

Темы контрольных работ.  

Литература для выполнения контрольных работ

Индивидуальное задание «Социологический анализ автобиографии студента».

 

 

Темы, выносимые на самостоятельное изучение, и задания к ним.

Тема 1. Социальная стратификация советского и российского общества (Т.И. Заславская.).

Под стратификацией понимается деление на общественные слои (пласты). В истории социологии существует множество подходов к такому делению Мы предлагаем самостоятельно изучить два вида общества (советское и современное российское) по модели стратификации, которую разработала академик Татьяна Ивановна Заславская.

Согласно ее гипотезе, общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоцилизированного «социального дна».

Под верхним слоем понимается прежде всего реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ.

Средний слой называется так с учетом его положения на социальной шкале, а также потому, что он является зародышем «среднего слоя». Это мелкие предприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства.

Структура и функции нижнего слоя определяется по очень низкому личному и семейному доходу, низкому уровню образования, по занятию низкоквалифицированным трудом или по отсутствию постоянной работы. В основном этот слой состоит либо из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов.

Главной характеристикой социального дна служит изолированность  от институтов большого общества и включенность в специфические криминальные и полукриминальные институты. Представителями «социального дна» являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди-алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д.

В результате выполнения задания должна получиться сравнительная характеристика двух видов обществ – советского и современного российского.

 

 

 

Литература:

Волков Ю.Г. и др. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 512 с. – С. 253 – 256.

Лапин Н.И. Общая социология: Учеб пособие для вузов/ Н.И. Лапин – М.: «Высш.шк., 2006. – 415 с. – С. 326 – 393.

Перов Г.О., Самыгин С.И. Социология: Учебное пособие. – Ростов н/Д. : ИЦ «МарТ», 2002. – 320 с. – С. 127 – 140.

Фененко Ю.В. Социология: учеб. – М.: ТК Велби,  Изд-во Проспект, 2007 – 232 с. – С. 198 – 203.

Тема 2. Социология семьи.

 

Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как в ней закладывается  и формируется умение жить в обществе. Семья по сравнению с другими социальными группами занимает во многих отношениях совершено особое положение. Все остальные социальные группы созданы обществом, семья же в первую очередь является личной жизнью.

Студентам предлагается самостоятельно изучить данную тему и ответить на следующие вопросы:

Понятие семьи и ее основные функции.

Историческое развитие семьи и ее типология.

Жизненный цикл семьи.

 

Литература:

Волков Ю.Г. и др. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 512 с. – С. 292 – 322.

Лапин Н.И. Общая социология: Учеб пособие для вузов/ Н.И. Лапин – М.: «Высш.шк., 2006. – 415 с. – С. 94 – 102.

Перов Г.О., Самыгин С.И. Социология: Учебное пособие. – Ростов н/Д. : ИЦ «МарТ», 2002. – 320 с. – С. 202 – 215.

Фененко Ю.В. Социология: учеб. – М.: ТК Велби,  Изд-во Проспект, 2007 – 232 с. – С. 150 – 156.

 

Указания  к выполнению контрольных работ.

Контрольная работа должна быть представлена в сроки, оговоренные учебным графиком. Студенты, не выполнившие контрольную работу или получившие за нее отрицательную оценку (незачет), не допускаются к сдаче зачета. Контрольная работа, выполненная не по указанному варианту, не засчитывается. Темы работ (номер задания) должны соответствовать начальной букве фамилии студента. На титульном листе указывается название института, дисциплина, по которой выполнена данная работа, название, вариант темы, кто выполнил (курс, факультет, группа, № зачетной книжки, полностью Ф.И.О.) и кто проверил (Ф.И.О.), место и год выполнения. Работа должна быть аккуратно оформлена. Работа может быть выполнена как от руки ( в случае если почерк разборчив), так и распечатана и помещена в скоросшиватель (папку). Объем работы не менее 15 страниц (Times New Roman, шрифт 14, интервал 1,5; поля – левое, право, нижнее, верхе – 2 см. Страницы необходимо нумеровать внизу справа.), должен быть составлен план (вопросы плана работы с указанием страниц), ответ на каждый пункт которого должен быть конкретным и четким. Во введении студент обосновывает актуальность темы контрольной работы и задачи, которые должны быть рассмотрены. Изложение материала должно быть последовательным и логическим. Текст должен соответствовать вопросам плана и содержать полное изложение темы в сжатой форме на приводимые в тексте цитаты необходимо делать ссылку на источник, имеющийся в списке литературы надстрочным знаком. При наличии сокращений, они должны быть расшифрованы при первом употреблении в скобках. Должны быть раскрыты основные понятия и термины, используемые в процессе работы. Работа должна заканчиваться обоснованным выводом студента с изложением своей точки зрения по рассмотренным вопросам, вытекающим из содержания контрольной работы.

Список используемой литературы дается в соответствии с библиографическими правилами в конце работы:

Список составляется в алфавитном порядке и должен содержать порядка 10 (десяти) источников. При ссылке на учебник, учебное пособие, монографию указывается фамилия и инициалы автора, точное наименование издания без кавычек, место издания, издательство, год издания, общее количество страниц и конкретно используемые страницы. При ссылке на журнальные статьи указываются фамилии и инициалы авторов, точное наименование статьи, название журнала, год, номер выпуска, страницы. В конце контрольной работы указывается дата выполнения и ставится подпись студента. Оценка по контрольной работе может быть «зачет» или «незачет» (Студент должен исправить замечания и повторно сдать работу  на проверку с первой рецензией).

 

Темы контрольных работ.  

Аа –А ж Социологические идеи Н.Я. Данилевского.

Аз – Ао Плюсы и минусы процесса глобализации.

Ап – Ац Общественное мнение один из важных механизмом социального взаимодействия людей.

Ач – Ая Российская семья XXI века.

Ба – Бж  Социологические взгляды Н.Д. Ножина.

Бз – Бо Проблемы зависимости политической системы общества от уровня экономического развития.

Бп – Бц Понятие социальной мобильности по П. Сорокину.

Бч – Бя Жизненный цикл семьи.

Ва – Вж Концепция будущего общества П.Ф. Лилиенфельда

Вз – Во Государство: происхождение, сущность, типы и формы.

Вп – Вц Основные гипотезы социальной стратификации

Вч – Вя Современная семья: распределение ролей.

Га – Гж  Кризис института семьи и брака.

Гз – Го Глобальные проблемы современной цивилизации. Деятельность «Римского клуба».

Гп – Гц Л.И. Мечников и географическое направление в социологии.

Гч – Гя Общество среднего класса.

Да – Дж  Религия и право в системе социального контроля.

Дз – До Социологический подход к общественным явлениям А.П. Щапова.

Дп – Дц Источники развития и механизмы распространения культуры.

Дч – Дя Рынок иностранной рабочей силы.

Е, Ёа – Е. Ёж  П.А. Кропоткин как социолог.

Е, Ёз – Е. Ёо Общая теория коммуникаций Г. Маклуэна.

Е, Ёп – Е. Ёц Проблема утечки мозгов и социальная политика российского государства.

Е, Ёч – Е. Ёя Социально-правовые принципы государственно-религиозных отношений.

Жа – Жж М. М. Ковалевский – основатель генетической социологии.

Жз – Жо Культура как фактор социальных изменений

Жп – Жц Вынужденная миграция и беженцы.

Жч – Жя Влияние православия на социально-экономические отношения в России.

За – Зж Культурные универсалии по Джоржу Мердоку.

Зз – Зо Е.В. де Роберти как историк и социолог неопозитивизма в социологии.

Зп – Зц Особенности социального неравенства в современном обществе.

Зч – Зя Социологические подходы к изучению религии и семьи.

Иа – Иж Биосоциальная гипотеза Е.В. де Роберти.

Из – Ио Социокультурные суперсистемы Питирима Сорокина.

Ип – Иц Специфика социального неравенства в России.

Ич – Ия Взаимосвязь религии и культуры в развитии цивилизации.

Ка – Кж Российский период деятельности П.А. Сорокина.

Кз – Ко Проблема модернизации культур.

Кп – Кц Структуры власти и элита в США.

Кч – Кя Социально-исторические предпосылки и особенности взаимодействия религиозных объединений с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями в России.

Ла – Лж  Теория интеллигенции П.Л. Лаврова.

Лз – Ло  Роль бытовой сферы культуры в жизни общества и человека.

Лп – Лц  Типологии концепции политической власти.

Лч – Ля  Особенности религиозной морали, религиозного культа мировых религий.

Ма – Мж Теория исторического процесса П.Л. Лаврова

Мз – Мо Проблемы современной культуры.

Мп – Мц Закономерности смены элит. (Дореволюционные российские элиты.).

Мч – Мя Мистика в прошлом и настоящем.

На – Нж Разработка теории личности в трудах Н.И. Кареева.

Нл – Но Этноцентризм, культурный релятивизм – две позиции в культуре.

Нп – Нц Закономерности смены элит. (Советская элита.).

Нч – Ня П.А. Сорокин как педагог и организатор науки.

Оа –Ож Социализация и формирование своего “я”.

Ол –Оо Н.И. Зибер – первый русский социолог марксистского направления.

Оп –Оц Закономерности смены элит. (Постсоветская элита.).

Оч –Оя История институционализации социологии в России.

Па – Пж Социологические взгляды Г.В. Плеханова.

Пл – По Основные институты социализации.

Пп – Пц Рекрутирование элит в России и США

Пч – Пя Концепция социологического образования: российская специфика.

Ра – Рж Г.В. Плеханов о законах социального развития

Рл – Ро Десоциализация и ресоциализация в современном обществе.

Рп – Рц Элитное образование в России и США.

Рч – Ря Роль университетов России в развитии социологического образования.

Са – Сж Проблемы лидерства в семье.

Сл – Со Творческое развитие марксистской мысли в трудах Н.И. Бухарина.

Сп – Сц Роль личности и народных масс в истории.

Сч – Ся Социология в Петербургском университете. От прошлого к будущему.

Та – Тж П.И. Новгородцев как социолог.

Тл – ТоВзгляды основателей теории социализации на личность.

Тп – Тц Бедность и социальное обеспечение.

Тч – Тя Социология в Московском университете. От прошлого к будущему.

Уа – Уж Феминизация бедности.

Ул – Уо Методологические принципы социального познания (по материалам исследования Б.А. Кистяковского.

Уп – Уц Общение и социальное взаимодействие в повседневной жизни.

Уч – Уя Теория образования и воспитания до начала XX  века. Ян Амос Коменский (1592–1670).

Фа – Фж Социологическая теория Л.И. Петражицкого

Фл – Фо Иллюзия контроля в трудах Томаса Лукмана.

Фп – Фц Расовая специфика бедности

Фч – Фя Джон Локк и его “Мысли о воспитании”.

Ха – Хж Социологические идеи  Н.И. Бухарина

Хл – Хо Влияние естественного окружения на социальную жизнь людей.

Хп – Хц “Достойные” и “недостойные” бедные.

Хч – Хя Задачи воспитания в произведении Ж.Ж. Руссо “Эмиль”.

Ца – Цж Социология А.А. Зиновьева.

Цл – Цо Социальная стабильность и индивидуальная свобода как основа развития.

Цп – Цц Две волны маргинализации в России.

Цч – Ця Теория образования Иоганна Генриха Песталоцци

Ча – Чж Социологические теории семьи.

Чл – Чо Формы общности людей при первобытнообщинном строе.

Чп – Чц Нормальные и отклоняющиеся формы поведения личности.

Чч – Чя Виссарион Григорьевич Белинский – основоположник демократической педагогики.

Ша – Шж Народность: исторические судьбы и будущее.

Шл – Шо Эффективность социального контроля. Как ее достичь?

Шп – Шц Исторические формы брака.

Шч – Шя “Летняя школа” Андрея Николаевича Колмогорова.

Ща – Щж  Нации и расы: прошлое и настоящее.

Щл – Що  Теоретические концепции девиантности.

Щп – Щц  Утопические теории семьи.

Щч – Щя  Теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля и С.Т. Шацкого.

Эа – Эж Историко-этнографические признаки нации.

Эл – Эо Наркомания как форма девиантного поведения

Эп – Эц Эмансипация женщин и семья.

Эч – Эя Школа А.С. Макаренко.

Юа – Юж Общество культурные, исторические и политические стереотипы.

Юл – Юо Откажется ли человек от возможности учинять разрушения и хаос.

Юп – Юц Роль демократической публицистики в освобождении женской личности.

Юч – Юя Роль процессов воспитания и образования в сохранении целостности культурного пространства и развитии гражданского общества.

Яа – Яж Роль личности с точки зрения социологии образования.

Ял – Яо Новое и старое в культуре современных народов (на выбор).

Яп – Яц Авторитет общественного мнения.

Яч – Яя Особенности решения женского вопроса в России.

 

Литература для выполнения контрольных работ

Основная

Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов М.: ИКЦ МарТ, 2008. – 228 с.

Мухаев Р.Т. Социология: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 397 с.

Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов М.: Акад.проект, 2005. – 536 с.

Дополнительная

Антология мировой философии: Возрождение. – Мн.: Харвест; М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 928 с.

Никколо Макиавелли. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 326 – 394;

Антология мировой философии: Возрождение. – Мн.: Харвест; М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 928 с.

Томас Мор. Утопия. С. 479 – 538.

Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М.: Экзамен, 2001. – 606 с.

Балабанова Е.С. Андекласс: понятие и место в обществе //Социологические исследования. – 1999. – № 12.  – С. 65 – 70.

Бачинин В.А. Антропосоциология анормативного поведения //Общественные науки и современность. – 2001.  – № 3. – С. 62 – 74.

Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История  западной социологии: Учебник. СПб.: Изд-во «Лань», 2002. – 384 с.

Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру /Пер. с англ., под ред. В.И. Иноземцева. – М.: Логос, 2003. – 350 с.

Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями// Закон и право.–2003.–№ 9.

Вебер М. Основные понятия стратификации //Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 147–156.

Веремейчук В.И. Социология религии. М.: ИНИТИ-ДАНА, 2004.–254 с.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 512 с.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. Изд. 2-е, стереотип. – М.: КомКнига, 2006. – 368 с.

Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд., перераб. и доп.–М.: ИНФРА-М, 2005. – 348 с.

Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма//СИ. –  1992. – №7.

Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. – 1992. – № 9–10.

Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля //Социология в России. М., 1996. С. 485 – 514.

Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология: Учебное пособие. /Под ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005. – 474 с.

Голенкова З.Т., Ихитханян Е.Д. Безработные: особенности российского бытия. //Социологические  исследования. – 2001. – №5. – С. 67 – 76.

Головачев Б.В., Косова Л.Б. Высокостатусные группы: штрихи к социальному портрету //Социологические исследования. – 1996. –  № 1. – С. 45 – 49.

Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Социология: Уч. пос. для вузов. – М.: Экзамен, 2004. – 224 с.

Массовая коммуникация и неформальная коммуникация. С. 167 – 180.

Гонтмахер Е.Ш. Социальные реформы. Что завтра? М.: Гелиос АРВ, 2005. – 176 с.

Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992 – 2002 гг. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. – 512 с.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб.пособ. – М.: КДУ, 2005. – 240 с.

Гофман И. Я и другой //Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т. 2. Вып. 3. С. 169 – 185.

Гурко Т.А. Трансформация института семьи: постановка проблемы //Социологические исследования. – 1995. – № 10.

Гурко Т.А., Игнатов И.В. Особенности брачного выбора в России в начале 90-х годов // Семья в России. – 1997. – № 3.

Давыдова Л.В. Социология А.А. Зиновьева – путь к пониманию современности. Учеб. пособ. М.: Московск. психолого-социальный институт, 2006. – 352 с.

Деев Г. Модель распределения населения по доходам //Вопросы статистики. – 1995. – № 5.

Дилигенский Г.Г. “Запад” в российском общественном сознании//Общественные науки и современность. 2000. № 5.

Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. М.: Институт Фонда “Общественное мнение”, 2002. – 285 с.

Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи //Социологические исследования. – 2000. – № 6.

Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник /гриф МО РФ. – М.: Гардарики, 2005. – 608 с.

Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. М., 2004.

Здравомыслов Г.А. Российский средний класс – проблема границ и численности //Социологические исследования. – 2001.  – № 5. – С. 76 – 86.

Зиновьев А.А. Гибель русского коммунизма. – М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф, 2001. – 431 с.

Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. – 240 с.

Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. – М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф, 2000. – 377 с.

Зиновьев А.А. Русская трагедия. Гибель утопии. – М.: Алгоритм, 2002. – 480 с.

Зиновьев А.А. Сталин – нашей юности полет: Социологическая повесть. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. – 256 с.

Ирхин Ю.В. Социология культуры: Учебник /Ю.В. Ирхин. – М.: Экзамен, 2006. – 525 с.

История социологии в Западной Европе и США. Учебное пособие для вузов /Отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: изд-во “Норма”, 2001. – 572 с.

Иллюстрированная энциклопедия символов /Сост. А. Егазаров. М.: Астрель: АСТ, 2007. – 723 с., ил. ( Брак с. 130 – 147).

Кампанелла Т. Город солнца // Утопический роман XVI–XVIII веков. М., 1971.

Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: Учеб. пособие /Под ред. В.В. Касьянова. – Ростов-на-Дону: Изд. центр МарТ, 2000. – 512 с.

Квасова И.И. Социология культуры: учеб. пособие. – М.: изд-во РУДН, 2005. – 182 с.

Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 192 с.

Козлова О.Н. Социология. – М.: Изд-во Омега–Л, 2006. – 320 с.

Комаров М.С. Социология: учеб. пособ. для вузов /М.С. Комаров. – М.: Аспект Пресс. – 2003. – 462 с.

Коптев Н.И. Новая община России: Тезисы программы развития российского общества. – Калининград: ГИПП «Янтарный сказ», 2000. – 256 с.

Краснов В.Н. Модели человеческого поведения и основы социального антагонизма //Общественные науки и современность. –  2003. – № 3. – С. 19 – 31.

Кули Ч. Социальная самость //Американская социология: Тексты. М., 1994. С. 316 – 329.

Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. – 630 с.

Лапин Н.И. Общая социология: Учеб. пособ. для вузов /Н.И. Лапин. – М.: Высш. школа, 2006. – 415 с.

Часть IV. Динамика общества. С. 218 – 415

Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие /С.И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.

Левин И.Б. Индустриальные округа как альтернативный путь индустриализации // Мировая экономика и международные отношения. – 1998.  – № 6.

Малыхин В.И. Социально-экономическая структура общества. Математическое моделирование. – М.; ЮНИТИ ДАНА, 2003.–  175 с.

Манхейм К. Человек и общество в век преобразований // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 277 – 411.

Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум. Сибирь (1920 – 1930-е годы). – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2004. – 456 с.

Маршак А.Л. Общая социология./Серия «Высшее профессиональное образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384.

Мельникова А.А. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.

Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск: Изд. центр ЭКОНОМПРЕСС, 2000. – 340 с.

Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России //Социс. – 1995. – № 11.

Мнацаканян М.Ю. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 367 с.

Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего //Социс. – 2002. – № 7

Новикова С.С. История развития социологии в России. Учеб. пособие. – М.: Изд-во “Ин-т практ. психологии”; Воронеж: НПО “МОДЭК, 1996. – 288 с.

Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. М.: Изд-во “Ин-т практ. психологии”;  Воронеж: НПО “МОДЭК, 2000. – 458 с.

О наркопреступности и наркомании в России //Вопросы статистики. – 2002. – № 12. – С. 60 – 65.

Общая социология: Учеб. пособ /Под общ. ред. проф. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М., 2005. – 654 с.

Раздел VI. Культура: социологический анализ. С. 330–454;

Осадчий Н.И. Общество: социально-философские очерки. – М.: Былина, 2005. – 208 с.

Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред.проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2005. – 615 с., ил.

Першиц Р. Анатомия ментальности. Человек и общество. СПБ, Симпозиум, 2003. – 143 с.

Писманик М.Г. Светская школа и религия // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №4.

Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., 1996.

Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования. – 1999. – № 7. – С. 62 – 71.

Правовая система России в условиях глобализации: сб. материалов «круглого стола» /Под ред. Н.П. Колдаевой, Е.Г. Лукьяновой. – М.: «Ось – 89», 2005. – 160 с.

Развитие социологии в России. С момента зарождения до конца XX века/под ред. Е.И. Кукушкиной. – М.;  Высшая школа, 2004. – 456 с.

Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция /Г. Рейнгольд. – пер с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2006. – 416 с.

Религии народов современной России: А – Я: Словарь /Отв. ред. М.П. Мчедлов и др. – М.: Республика, 1999.

Родионов А.А. Влияние Интернета на социальную стратификацию российского общества. //Настольная книга рекламиста. / Под ред А.А. Родионова. – М.: Спутник +, 2001. с. 12.

Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе //Социологические исследования. – 1998. – № 6.

Руткевич М.Н. Социальная структура. – М.: Альфа–М., 2004. – 272 с.

Сирано де Бержерак. Иной свет, или Государства империи луны. // Утопический роман XVI–XVIII веков. М., 1971.

Современный словарь по общественным наукам. – М.: ЭКСМО, 2007. – 528 с.

Соловьев С.С., Образцов И.В. Российская армия: от Афганистана до Чечни: Социологический анализ. – М.: Национальный ин-т им. Екатерины Великой, 1997. – 440 с.

Социальные отклонения /Под ред. А. Плеханова. – М., 1989. – 366 с.

Социология: Учебник для вузов/А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.: ил.

Социология. Наука об обществе /Под общ. ред. проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. Харьков, 1996. – 688 с.

Социология в России /Под. ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. – 694 с.

Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе //Рабочий класс и современный мир. – 1989. – №2.

Старовойтов С. Омск феодальный. //Бизнес-курс. – 2005. – № 38. – С. 48.

Стражев В.И. Образование в XXI веке – проекты и перспективы //Социология. – 2001. – № 1.

Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс /Пер.с англ. – М.: АСТ, 1998. 496 с.

Тощенко Ж.Т. Социология: учеб. для вузов. /Ж.Т. Тощенко. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНИТИ–ДАНА, 2005. – 640 с.

Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.

Форсова В.В. Православные семейные ценности //Социс. – 1997. – № 1. 

Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация Логос, 2002. – 360 с.

Фромм Э. Психоанализ и религия. Сумерки богов. – М., 1989.

Часовые механизмы элиты. – Новая газета. (Ежемесячное обозрение). – 2005. – декабрь.

Черных А.И. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии. М.: Памятники исторической мысли, 1998. – 280 с.

Черняк Е.М. Семья глазами студентов //Российский журнал социальной работы. – 1998.  – № 2/8.

Черняк Е.М. Социология семьи: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2005. – 240 с.

Шаленко В.Н. Социология. Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2003. – 224 с.

Шендрик А. И. Социология культуры: учеб. пособие для студ. /А.И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. /Пер. с польск. С.М Червонной. – М.: Логос, 2005 – 664 с. + 32 с цв. вкл.

Эванс Д., Уайтфилд С. Социально-классовый фактор политического поведения россиян//Социологические исследования. – 2000. – № 2.

Элбакян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян //Социс. – 2001. – № 8.

Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 399 с.

Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. – 272 с.

Индивидуальное задание «Социологический анализ автобиографии студента» выполняется письменно каждым студентом.

В ходе подготовки работы студент должен овладеть опытом изучения механики социальных процессов на анализе личности. Студент выступает как социолог, изучающий, почему его жизнь сложилась так, а не иначе, прослеживая детерминирующее влияние социальных сил на личность и этапы формирования социального «я», вхождения индивида в социальную жизнь, образование в нем социальных склонностей и форм деятельности, постепенную социализацию личности, появление социальных вкусов, убеждений, привычек.

Рекомендации к выполнению работы.

(Данные рекомендации не являются планом выполнения конкретной работы).

Первый этап работы. Начать исследование лучше всего с самооценки:

а) мой статус и роли; б) основные личностные качества; в) взаимоотношения с родными друзьями, коллегами; г) идеалы, цели, интересы.

Второй этап работы. Анализ причин, повлиявших на мое нынешнее социальное положение. Это потребует исследования следующих факторов:

Семья. Социальный статус семьи, ролевые отношения в семье родителей (авторитет, лидерство, взаимопомощь), их влияние на Вашу семью. Социальные предпочтения семьи родителей (конформизм, нонконформизм, коллективизм, индивидуализм, жестокость, гуманность, патриотизм и т.д.) и их влияние на Ваши ценности и идеалы.

«Я» и противоположный пол. Как повлияли на Ваши отношения с противоположным полом опыт родителей, товарищей, первая любовь, общественное мнение, отношения с матерью (отцом).

«Я» и национальность. Как повлияли на Ваше религиозно-этническое самоопределение семья, школа, средства массовой информации. Ваши ощущения в социальных группах с преобладанием лиц другой национальности.

Школа. Общие социальные характеристики школы (город - село, общая – специальная, центр – окраина), структурная характеристика класса (подгруппы, лидер, распределение функций). Ваше место в школьном коллективе, характер взаимоотношений между учащимися и педагогами. Социальные предпочтения педагога, оказавшего на Вас наибольшее влияние.

Студенческая группа, армия, двор и другие группы анализируются по схеме «Школа».

«Я» и религия. Ваше отношение к религии. Влияние семьи, школы, средств массовой информации, культовых институтов, социальных организаций.

«Я» и политика. Ваше отношение к политике. Влияние семьи, школы, средств массовой информации, друзей и других социальных групп и институтов.

 

Типичные ошибки при выполнении работы:

 

Студент занимает позицию не социолога, а «зеркала», т.е. не столько анализирует, сколько описывает и оценивает себя. Данная работа не ставит задачу оценить личность студента.

Студент не столько прослеживает социальные связи, сколько оценивает агентов социализации: плохая школа, хорошие друзья, и т.д.

Студент рассматривает рекомендации по выполнению работы как анкету, последовательно отвечая на вопросы, часто формально.

Примечание. Данную письменную работу можно сделать анонимно.

 

 

Π‘Π°ΠΉΡ‚ создан Π² систСмС uCoz