Сайт дистанционных консультаций  для студентов заочной формы обучения товароведческого факультета ФГОУ ВПО ИВМ ОмГАУ специальностей "Товароведение и экспертиза товаров" и "Стандартизация и сертификация".

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информатика

 

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кафедра информатики

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению дисциплины Информатика

 

 

ОМСК 2006

 

 

 

 

Авторы: А.С. Новаковский, В.Р. Глухих, Тюшина В.Л.

Ответственный за выпуск С.Е. Горелов

Рецензенты: внешний декан факультета информатики, доцент Котенко В.В. 

внутренний зав. каф. частной зоотехнии, доцент Иванов В.Н.

 

  

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.     Общие методические указания по изучению дисциплины

1.1. Цели и задачи дисциплины

1.2. Общие указания

1.3. Структура и трудоёмкость дисциплины Информатика

2.     Указания по выполнению контрольных работ

2.1 Общие указания

2.2 Требования к оформлению контрольной работы

2.3 Типичные ошибки, допускаемые при выполнении контрольной  работы.

3. Перечень вопросов для выполнения контрольных работ

4. Таблица определения  вопросов варианта

5. Список рекомендуемой литературы

 

 

  

 

Введение

 

Быть по настоящему образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. На сегодняшний  деятельность людей в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Дать основы информационной культуры будущим специалистам, призвана  дисциплина Информатика.

В темах курса нашли отражение основные теоретические и практические направления, что даёт возможность получения разносторонних знаний о содержании информационной культуры, о современных тенденциях развития компьютерной техники, сетей и программном обеспечении, о важных составляющих современных информационных технологий, таких как текстовые процессоры, электронные таблицы, операционные системы.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом для специальности 080401 (М., 2000 г) и рабочей программой по  информатике для студентов  заочного отделения на освоение дисциплины отводится 100 часов, в том числе на лекционный курс 10 часов, на лабораторные занятия - 18 часов, на внеаудиторную работу студентов - 172 часа. Дисциплина изучается на пятом семестре.

 

  

 

1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

1.1 Цели и задачи дисциплины

Программой дисциплины предусматривается изучение информатики в составе  по циклу    МЕНД .

В результате изучения предмета учащиеся должны:

- научится наглядно представлять информационные процессы обработки данных;

- владеть вычислительной техникой в рамках пользователя;

- иметь основы для самостоятельного изучения новых и профессионально необходимых программных продуктов; 

- приобрести общенаучные умения и навыки: научиться самостоятельно изучать материал, уметь его анализировать, решать задачи связанные с разработкой алгоритмов и программ, делать выводы и практически применять полученные знания.

1.2 Общие указания

Методические указания содержат советы по изучению дисциплины Информатика, указания к выполнению и перечень вопросов контрольной работы. Для глубокого изучения тем курса, выполнения контрольной работы, детальной проработки некоторых вопросов рекомендуется литература, библиографический список которой расположен в конце пособия.

Изучение дисциплины Информатика можно условно разделить на четыре части: первая прослушивание лекционного курса и выполнение заданий на практических занятиях в аудитории, вторая самостоятельное изучение тем курса, третья написание контрольной работы, четвёртая подготовка к сдаче экзамена.

Основной формой работы является внеаудиторная работа над учебной литературой.

Изучение материала по теме рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с материалом изучаемой темы по рекомендуемой литературе.

2. Найти значения или определения всех понятий указанных в вопросах по данной теме.

3. Сделать краткий конспект в рабочей тетради, записи полезно иллюстрировать схемами и рисунками.

Результатом самостоятельного изучения тем курса является написание контрольной работы.

После проверки рецензентом контрольная работа дорабатывается или выполняется заново с учётом замечаний. Студент, успешно выполнивший контрольную работу и аудиторные практические задания, допускается к сдаче зачёта по дисциплине. При подготовке к зачёту необходимо усвоить теоретический  и практический материал в объёме программы.

 

1.3 Структура и трудоёмкость дисциплины Информатика

 

 

Распределение времени, ч

Наименование тем

Всего

Лекции

Практи-ческие занятия

Внеауди-торная работа студентов

1. Информация. Единицы изме-рения. Архитектура ПЭВМ

 

2

2

10

2. Программное обеспечение ПЭВМ

 

2

4

32

4. Основы мультимедийных и телекоммуникационных техно-логий

 

0

2

16

5. Алгоритмы и алгоритмизация

 

0

0

8

6. Решение задач на языке программирования Бейсик

 

0

0

20

Итого по учебной дисциплине

100

4

10

86

 

2. Указания по выполнению контрольных работ

2.1 Общие указания

Контрольная работа выполняется в межсессионный период в сроки, установленные графиком. При нарушении указанных сроков кафедра не гарантирует рецензирование работ в минимальные сроки.

Контрольная работа выполняется самостоятельно при консультативной помощи преподавателя. Работа сдается для проверки через деканат   зооинженерного факультета.

В контрольной работе необходимо ответить на пять вопросов. Номера вопросов определяются по шифру с помощью таблицы по двум последним цифрам номера зачётной книжки. Например, для студента с номером зачётной книжки 3042 номера вопросов находится в таблице на пресечении  строки 4 по горизонтали и столбца 2 по вертикали. Таким образом, данный студент должен ответить на вопросы 3, 13, 25, 43,63 представленном списке вопросов.

Ответы должны быть полными, чётко изложенными, содержать конкретный материал по данной теме. Освещение тем производится в виде литературного обзора, может содержать примеры, рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Рецензент определяет степень проработки вопроса студентом.

Последний вопрос практическое задание, где студент, изучив данную тему, должен самостоятельно написать небольшую программу на языке программирования Бейсик. При выполнении задания  возможны пояснения, например, указаны значения используемых в программе переменных, а также перед текстом программы представлена блок-схема алгоритма решения задачи. Написание программы на другом языке программирования  не допустимо и будет расценено рецензентом как не выполнение задания.

Объём представленных ответов не является определяющим при оценке работы.

В процессе проверки могут возникнуть вопросы по работе, на которые студент обязан дать ответ письменно или в форме устного собеседования (на усмотрение преподавателя).

После проверки контрольная работа остается на кафедре, а студенту выдается только рецензия. При необходимости повторной проверки работу нужно высылать с первой рецензией.

 

2.2 Требования к оформлению контрольной работы

 

Контрольная работа может быть выполнена как в рукописном варианте, так и печатном.

При рукописном исполнении контрольная должна быть написана в  школьной тетради в клетку 12-18 листов (это примерный объём работы) четким и разборчивым почерком без грамматических ошибок с интервалом в 1 см .

На обложке  обязательно указывается название факультета, специальности, курс, шифр номер зачетной книжки, фамилия, имя, отчество студента.

Текст работы должен иметь поля для замечаний рецензента.

Все страницы должны быть пронумерованы.

Номера и тексты вопросов необходимо обязательно записывать.

Неряшливое выполнение работы не допускается, такие работы возвращаются без проверки.

Текст контрольной работы может быть набран на компьютере и напечатан с помощью принтера на бумаге формата 210х297 (А4); поля сверху и снизу 25 мм, слева 30 мм, справа 10 мм; шрифт 14 размера; цвет чёрный; емкость 28-30 строк по 58-60 знаков; абзацный отступ 10мм; номера страниц проставляются по центру внизу текста. Объём такой контрольной 20-22 страницы.

В конце работы приводится правильно оформленный список используемой литературы, не следует приводить наименование тех источников, которые не использовались при написании работы.

 

2.3 Типичные ошибки, допускаемые при выполнении контрольной работы

 

1.     Ответ очень подробный, распространённый, затронуты темы не относящиеся к поставленному вопросу. В ответе нет конкретности.

2.     Ответ неполный, не раскрыты понятия, указанные в вопросе не указаны характеристики, не приведены примеры.

3.     Вместо сравнительных характеристик (при соответствующей постановки вопроса) студенты дают ответы описательного характера.

4.     В работе отсутствует решение задачи (программа на языке программирования Бейсик).

5.     Решение задачи  выполнено на другом языке программирования, а не на Бейсик.

6.     Работа оформлена небрежно, не указаны шифр, а следовательно и вариант контрольной работы; не указаны номера вопросов, отсутствует список  используемой литературы, дата, подпись автора.

 

3. Перечень вопросов  для выполнения контрольных работ

 

1.   

 

1.     Информатика и связь ее с другими науками.(Дать определение понятию информатика, вкратце коснуться вопросов возникновения и развития данной области знаний; показать взаимосвязь других наук с информатикой, привести примеры)

2.     История развития ЭВМ (Дать сравнительные характеристики поколений ЭВМ, в которых указать основные направления развития. Описать развитие микропроцессоров, виды компьютеров).

3.     Информация, единица измерения, обработка, хранение, кодовая таблица. (Привести определение информации, объяснить единицы измерения информации, указать способы обработки и хранения информации. Что такое кодовая таблица, привести примеры)

4.     Состав ПЭВМ (Раскрыть, в чем заключается принцип открытой архитектуры. Описать составные части ЭВМ: название, назначение, характеристики).

5.     Назначение основных и периферийных устройств ПЭВМ.(Назвать , какие устройства относят к основным, описать их назначение, основные характеристики. Назвать периферийные устройства, виды, назначение, способы подключения к компьютерной системе)

6.     Устройство системного блока. (Написать, что такое системный блок. Перечислить устройства, входящие в состав системного блока, описать их назначение и характеристики)

7.     Внутренняя и внешняя память ПЭВМ. (Указать какие устройства относят к тому или иному виду памяти, местоположение их в структуре ПЭВМ ; описать назначение и сравнительные характеристики)

8.     Накопители информации. (Назвать накопители информации. Охарактеризовать  их по объёму хранимой информации, местоположению, скорости доступа к информации)

9.     Клавиатура, назначение клавиш. (Дать определение и назначение клавиатуры, назвать виды клавиатур. Описать назначения клавиш, выделяя их в группы )

10. Файловая структура хранения данных. Файлы. (Дать определение файла, описать правила написания имён файлов в MS DOS и MS Windows , классификация файлов в зависимости от расширения, привести примеры).

11. Файловая структура хранения данных. Каталоги. (Дать определение каталога , подкаталога, корневого каталога. Описать  аналог каталога в MS Windows . Описать правила написания имён каталогов в MS DOS и MS Windows. Развить мысль об иерархичности файловой структуры. Дать определение понятию путь к файлу, привести примеры.).

12. Операционная система, понятие, состав.(Дать определение и раскрыть назначение операционной системы; привести примеры операционных систем, в чем их принципиальные отличия. Назвать и кратко описать составные части операционной системы MS DOS).

13. Операционная система. Ядро. (Дать определение и раскрыть назначение операционной системы. Назвать части операционной системы MS DOS и описать их назначение)

14. Операционная система. Драйверы. (Дать определение и раскрыть назначение операционной системы. Дать определение понятию драйверы. Привести примеры драйверов, описать их назначение)

15. Операционная система. Утилиты. (Дать определение и раскрыть назначение операционной системы. Дать определение понятию утилита. Привести примеры утилит, описать их назначение)

16. Операционная система. Внешние и внутренние команды. (Дать определение и раскрыть назначение операционной системы. Описать часть операционной системы MS DOS - командный процессор, как выполняются команды. Привести примеры внутренних и внешних команд с описанием.)

17. Системное программное обеспечение..(Раскрыть классификацию системных программ, привести примеры  программ с описанием)

18. Сервисное программное обеспечение (Описать назначение, привести примеры)

19. Пакет прикладных программ. (Описать назначение, привести примеры)

20. Языки и системы программирования. (Назначение. Дать сравнительное описание интерпретаторов и трансляторов. Привести примеры. )

21. Программы архиваторы. (Назначение. Общие принципы работы. Примеры наиболее известных программ)

22. Вирусы и методы борьбы с ними. (Дать определение вируса. Привести примеры. Назвать методы борьбы и наиболее известные программы)

23. Язык программирования Бейсик. (Коснуться вопросов истории создания языка. Назвать версии языка. Описать алфавит, типы данных, понятие программы)

24. Язык Бейсик, операторы  ввода, вывода, присвоения (INPUT, PRINT, LET). (Записать общий вид операторов. Дать разъяснение, как работает оператор. Привести примеры с данным оператором)

25. Язык Бейсик, организация блоков данных (READ, DATA, RESTORE). (Записать общий вид операторов. Дать разъяснение, как работает оператор. Привести примеры с данным оператором)

26. Операторы условного и безусловного переходов(IF THEN, GOTO) на языке программирования Бейсик. (Записать общий вид операторов. Дать разъяснение, как работает оператор. Привести примеры с данным оператором)

27. Организация циклов. Операторы цикла FOR, NEXT на языке программирования Бейсик. (Записать общий вид операторов. Дать разъяснение, как работает оператор. Привести примеры с данным оператором)

28. Организация ввода вывода массивов на языке программирования Бейсик. (Дать определение массива. Описать виды массивов. Как определяют массив в программе? Написать программы заполнения массива значениями и вывода их на экран.)

29. Организация подпрограмм на языке программирования Бейсик. (Записать общий вид операторов. Дать разъяснение, как работают операторы. Привести примеры .)

30. Операторы графики на языке программирования Бейсик. (Описать операторы изображения на экране точки, линии, прямоугольника, окружности, эллипса, дуги; операторы закраски и установки графического режима. Привести примеры.)

31. WINDOWS 95/98/2000/XP. Рабочий стол. (Дать определение рабочего стола. Назвать основные элементы рабочего стола, описать их назначение.)

32. WINDOWS 95/98/2000/XP. Работа с окнами. (Перечислить виды окон. Назвать основные элементы окна. Описать работу с окном: изменение размеров, перемещение по экрану, переход от одного к другому, упорядочение  и другие приёмы.)

33. WINDOWS 95/98/2000/XP. Создание папки, ярлыка. Удаление папки, ярлыка. (Дать определение и назначение папки и ярлыка. Описать способы создания и удаления.)

34. WINDOWS 95/98/2000/XP. Копирование папки, файлов.(Дать определение файла, папки. Описать несколько способов копирования на одном диске в разные места, с диска на диск.)

35. WINDOWS 95/98/2000/XP. Перенос и переименование папки, файла. .(Дать определение файла, папки. Описать способы переноса на одном диске в разные места, с диска на диск, способы переименования.)

36. WINDOWS 95/98/2000/XP. Текстовой редактор WORDPAD. (Описать назначение программы, способы запуска в работу, основные приемы работы.)

37. WINDOWS 95/98/2000/XP. Графический редактор PAINT. . (Описать назначение, способы запуска программы, основные приемы работы.)

38. WINDOWS 95/98/2000/XP. Операции с объектами. (Назвать, что относим к объектам MS WINDOWS, при необходимости дать их определение. Описать способы выполнения основных операций.)

39. WINDOWS 95/98/2000/XP. Работа со справочниками.

40. Текстовой процессор MS Word. Назначение, справка MS Word.

41. MS Word создание нового документа. (Назвать, какие документы можно создать в MS Word. Описать несколько способов создания документа. Работа с шаблонами документов)

42. MS Word. Набор текста, сохранение файла на диске. (Описать правила набора текста . Описать виды сохранения файла на диске.)

43. MS Word. Загрузка файлов с диска, перемещение по тексту. (Описать способы загрузки файла (открытие документа). Перечислить способы перемещения по тексту.)

44. MS Word. Выделение текста, правка. (Описать способы выделения : блока, символа, слова, строки, абзаца, всего текста. Команды пункта меню Правка.)

45. MS Word. Выделение текста, оформление шрифтами, оформление абзаца. (Описать способы выделения : блока, символа, слова, строки, абзаца, всего текста. Команды пункта меню Формат - работа со шрифтом (тип, размер, начертание, эфекты), работа с абзацем.)

46. MS Word. Таблицы. (Описать способы создания таблиц и работу с отдельными элементами таблицы (строкой, столбцом, выделенным блоком ячеек). Команды пункта меню Таблица. Окончательное оформление таблицы.(рамка, сетка, заливка).)

47. MS Word. Проверка орфографии.

48. MS Word. Переносы, номера страниц и колонтитулы.

49. MS Word. Параметры страниц.

50. MS Word. Печать.

51. Табличный процессор MS EXCEL, назначение, справка.

52. MS EXCEL. Копирование ячеек и формул имени ячеек. (Раскрыть понятие ссылка. Виды ссылок. Описать способы копирования ячеек и формул. )

53. MS EXCEL. Арифметические операции и операции с текстом. (Перечислить допустимые арифметические операции и их обозначение. Описать способы  работы с текстом в ячейке или блоке ячеек.)

54. MS EXCEL.Быстрое копирование данных. Ввод рядов с помощью автозаполнения. (Описать способы быстрого копирования данных. Привести примеры рядов и способы заполнения. Описать также многократный ввод одинаковых данных с помощью автозаполнения)

55. MS EXCEL. Правка. (Описать команды пункта меню Правка.)

56. MS EXCEL. Мастер функций. (Описать способы вызова Мастера функций, окно, виды функций, пошаговую работу. )

57. MS EXCEL. Мастер диаграмм. (Описать способы вызова Мастера диаграмм, окно,  пошаговое  построение диаграммы, способы редактирования диаграммы. )

58. MS EXCEL. Окончательное оформление таблиц. (Описать , как сделать рамку, сетку различными линиями, заливку. )

59. MS EXCEL. Панель инструментов стандартная. (Описать выполнение команд, представленных значками.)

60. MS EXCEL. Панель инструментов форматирования. (Описать выполнение команд, представленных значками.)

61. Составить программу на языке программирования Бейсик для определения среднего арифметического.

62. Составить программу на языке Бейсик по заполнению массива А(50) целыми числами.

63. Составить программу решения уравнений на языке программирования Бейсик:

 

 

 

64. Составить программу решения уравнений на языке программирования Бейсик:

 

     

второе уравнение решить в подпрограмме.

 

65. Составить программу на языке Бейсик заполнения массива Х(N) с последующим выводом положительных элементов на экран.

66. Составить программу заполнения массива А(N) с последующим выводом отрицательных элементов на экран.

67. Составить программу на языке программирования Бейсик заполнения массива В(N) с клавиатуры с последующим  определением минимального элемента и вывода его на экран.

68. Составить программу решения уравнения на языке программирования Бейсик:

 

 

69. Составить программу с использованием операторов графики - двигающийся прямоугольник на языке программирования Бейсик.

70. Составить программу с использованием операторов графики - двигающийся круг на языке программирования Бейсик.

 

 

 

3.   Таблица определения вопросов  варианта

Последняя

     цифра шифра

Пред-

послед-

няя циф-

ра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1  10 25 31 61

2  11 26 32 62

3  12 27 33 63

4  13 28 34 64

5  14 29 35 65

6  15 30 36 66

7  16 25 27 67

8 17 26 38 68

9 18 27 39 69

1 19 28 40 70

1

9 20 29 41 61

8 21 30 42 62

7 22 25 43 63

6 10 26 44 64

5 11 27 45 65

4 12 28 46 66

3 13 24 47 67

2 14 30 48 68

1 15 25 49 69

9 16 26 50 70

2

1 17 27 51 61

2 18 28 52 62

3 19 29 53 63

4 20 30 54 64

5 21 25 55 65

6 22 26 56 66

7 10 27 52 67

8 11 28 58 68

9 12 29 59 69

1 13 30 60 70

3

9 14 25 31 61

8 15 26 32 62

7 16 27 33 63

6 17 28 34 64

5 18 24 35 65

4 19 20 36 66

3 20 25 37 67

2 21 26 38 68

1 22 27 39 69

9 10 28 40 70

4

1 11 29 41 61

2 12 30 42 62

3 13 25 43 63

4 14 26 44 64

5 15 27 45 65

6 16 28 46 66

7 17 29 47 67

8 18 30 48 68

9 19 25 49 69

1 20 26 50 70

5

9 21 27 51 61

8 22 28 52 62

7 10 29 53 63

6 11 30 54 64

5 12 25 55 65

4 13 26 56 66

3 14 27 57 67

2 15 28 58 68

1 16 29 59 69

9 17 30 60 70

6

1 18 25 31 61

2 19 26 32 62

3 20 27 33 63

4 21 28 34 64

5 22 29 35 65

6 10 30 36 66

7 11 25 37 67

8 12 26 38 68

9 13 27 39 69

1 14 28 40 70

7

9 15 29 41 61

8 16 30 42 62

7 17 25 43 63

6 18 26 44 64

5 19 27 45 65

4 20 28 46 66

3 21 29 47 67

2 22 30 48 68

1 10 25 49 69

9 11 26 50 70

8

1 12 27 51 61

2 13 28 52 62

3 14 29 53 63

4 15 30 54 64

5 16 25 55 65

6 17 26 56 66

7 18 27 57 67

8 19 28 58 68

9 20 29 59 69

1 21 30 60 70

9

9 22 25 31 61

8 10 26 32 62

7 11 27 33 63

6 12 28 34 64

5 13 29 35 65

4 14 30 36 66

3 15 25 37 67

2 16 26 38 68

1 17 27 39 69

9 18 28 40 70


 

5. Список рекомендуемой литературы

 

Основная литература

 

1.     Могилев А.В. и др. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннер, -  М.: Изд. центр Академия, 2000. 816 с.

2.     Левин А. Самоучитель работы на компьютере, Москва, 1999г. 

3.     Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / под ред. Н.В. Макаровой. 3-е изд. перераб. М.: Финансы и статистика, 2000. 256 с.: ил.

4.     Хазан В.Л. Программирование на языке QBASIC: практ. Руководство для начинающих. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1998. 144с.

 

 

Дополнительная литература

 

1.     Долгополов В. Работа Excel 7.0 в для Windows 95 на примерах. -М., БИНОМ, 1995.

2.     Колягин В.Б. Коцюбинский А.О. Excel 7.0 в примерах: Практическое пособие, М.; Полидис., 1996 г.

3.     Вемпен Ф. Microsoft Office 97 Professional. 6 книг в одной / Пер. с англ. М.: Издательство БИНОМ, 1997. 720 с ил.

4.     Шафрин Ю. Азбука компьютерных технологий. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. 640 с.

5.     Уокенбах Д. Библия пользователя Excel 97.: Пер. с англ. К.: Диалектика, 1997. 624 с. : ил.

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz