Сайт дистанционных консультаций  для студентов заочной формы обучения товароведческого факультета ФГОУ ВПО ИВМ ОмГАУ специальностей "Товароведение и экспертиза товаров" и "Стандартизация и сертификация".

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров

 

 

Лекция 7

 

 Маркировка пищевых продуктов

План:

1. Требования к маркировке пищевых продуктов.

2.Особенности маркировки различных видов пищевых продуктов.

 

1. Требования к маркировке пищевых продуктов.

Требования к маркировке пищевых продуктов устанавливаются ГОСТами на упаковку и маркировку. Они касаются в основном текстовой части. Перечень таких ГОСТов представлен в приложеннии 9.

Следует указать, что единство маркировки является обязательнным требованием согласно ст. 7 Федерального закона "О стандарнтизации".В связи с этим все информационные данные на маркировнке могут быть подразделены на определяющие и дополнительнные. .

К. определяющим данным для всех видов пищевых продукнтов относятся: наименование продукта или его вида, сорт (при наличии деления на сорта), масса нетто или вместимость (объем), обозначение нормативного документа на данный вид продукции.' Эти требования следует считать обязательными для маркировки всех пищевых продуктов. В стандартах к общим требованиям относится также и розничная цена. Однако в связи с введеннием свободных цен, а также с быстрым изменением отпускных цен из-за инфляции это требование устарело и должно быть исклюнчено.

Дополнительные данные на маркировке потребительской тары могут включать сведения о пищевой ценности, условии и сроке хранения, номер смены и дату выработки, рецептуру, а также краткую характеристику продукта. На маркировке алнкогольных напитков указываются: наименование организанции, в систему которой входит предприятие-изготовитель, крепость, содержание сахара, номер бригады, даты розлива. Маркировка консервов, наносимая на донышко жестяных банок, включает: индекс отрасли промышленности или систенмы, в которую входит предприятие, идентификационный номер предприятия по ОКПО, ассортиментный номер или знак коннсервов по ОКП (Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции), номер смены и дату выранботки.

Информационные данные текстового элемента маркировки могут дополняться рисунками и информационными знаками, котонрые также относятся к дополнительным. Среди них особо следует отметить указание на маркировке знака соответствия, который явнляется необязательным, но очень важным, так как служит одним из способов подтверждения соответствия по показателям безопасноснти при отсутствии сертификата.

Маркировка пищевых продуктов размещается в основном на упаковке, так как указание большого количества информационных данных на самом товаре затруднительно. Непосредственно на прондуктах маркировка осуществляется путем клеймения штампами, печатями (мясо) или вдавливания букв (сыры), но возможности такой маркировки ограничены.

 

Маркировка наносится на транспортную и потребительскую тару, причем многие информационные данные, особенно основопонлагающие, являются дублирующими. Такое дублирование вполне оправдано, так как позволяет идентифицировать товар без вскрынтия транспортной тары, а также после освобождения от нее (разупаковывания).

К дополнительным данным на маркировке транспортной тары относятся: номер укладчика, дата упаковки, номер банки (только для мясных, мясорастительных, рыбных консервов и пресервов из рыбы и морепродуктов), количество единиц (бутылок, банок, штук и т.п.) в таре. Для продуктов в стеклянной таре должен быть указан манипуляционный знак "Осторожно, хрупкое!" На маркировке транспортной тары для сушеных овощей с пониженной влажноснтью дополнительно указывается массовая доля влаги. На транснпортной таре с консервами наносятся манипуляционные знаки: "Верх, не кантовать", "Боится сырости", "Боится нагрева". На таре с продукцией в алюминиевых банках дополнительно наносится знак "Не бросать".

Маркировка на потребительской таре отдельных видов пищенвых продуктов содержит ряд условных обозначений, предназначеннных в основном для специалистов, и требует специальной расшифнровки.

Такие условные обозначения относятся к коммерческой инфорнмации, но они могут быть полезны и для потребителей при условии информирования. их о способах расшифровки. Поэтому далее мы приводим расшифровку условных обозначений, применяемых на маркировке отдельных видов пищевых продуктов.

 

 

2.Особенности маркировки различных видов пищевых продуктов.

 

Особенности маркировки консервов

Маркировка консервов, а также перечень информационных данных на ней определяются видом упаковки и местом размещения этих данных на упаковке.

Для консервов применяется металлическая, стеклянная и полинмерная тара. Общими для всех видов тары носителями маркировки являются этикетки, которые приклеиваются к банкам или наносятнся литографическим способом на корпус или крышку. Перечень опнределяющей и дополнительной информации на этикетках был принведен ранее. Кроме того, на крышку и (или) донышко наносятся условные обозначения, несущие определенную информацию о коннсервах, полнота которой на разных видах тары неодинакова.

На крышках нелитографированных металлических банок больншинства видов консервов наносят знаки условных обозначений в два или три ряда в зависимости от площади крышки в следующем порядке: число даты выработки Ч две цифры (до девятого включинтельно впереди ставится 0); месяц выработки Ч две цифры ( до денвятого включительно впереди ставится 0); год выработки - две последние цифры; номер смены Ч одна цифра, ..ассортиментный номер Ч однаЧтри цифры. Для мясных консервов высшего сорта к ассортиментному номеру добавляют букву "В"

индекс системы, в ведении которой находится предприятие

(объединение)-изготовитель, Ч однаЧдве цифры.

номер предприятия-изготовителяЧодна две. цифры

Условные обозначения индекса системы

М    Ч молочная промышленность;

А     Ч мясная' промышленность;

КП - Ч пищевая промышленность;

К     Ч плодоовощное хозяйство;

ЦС    - потребкооперация;

МС Ч сельскохозяйственное произволеi n< >

ЛХ Ч лесное хозяйство;

Р     Ч рыбная промышленность.

По индексу системы иногда можно определить и группу коннсервов (мясные, рыбные, плодоовощные, молочные), если индекс промышленности совпадает с видом консервов, однако этот критенрий ненадежный, так как предприятия разных систем могут выпуснкать консервы разных групп (например, индекс КП могут иметь и мясные, и плодоовощные консервы).

Пример.

150896         или      150896      или                          150896

1 183 А 15                 1 183                    на крышке       1 183

А 15                      на донышке     А 15

Расшифровка условных обозначений: консервы выпущены 15 августа 1996 г. первой сменой. Ассортиментный номер консернвов Ч 183. Предприятие-изготовитель имеет номер 15 мясной пронмышленности.

На крышки литографированных банок наносят методом ренльефного маркирования или несмываемой краской следующие уснловные обозначения: дату (число, месяц, год) выработки консервов и номер смены.

Пример.                                                                    f

250896                                     2508

1                      или             96 1

Расшифровка: консервы выработаны 25 августа 1996 г. первой сменой. Различия в полноте информации условных обозначений на линтографированных и нелитографированных банках объясняются идентифицирующим назначением маркировки. В этом отношении консервы выделяются из большинства пищевых продуктов наличинем четкой идентификации не только наименования продукта и предприятия-изготовителя, но и каждой товарной партии, опреденляемой датой выработки и номером смены.

Нанесенные на крышку и донышко банки методом рельефного маркирования или несмываемой краской условные обозначения полностью исключают возможность фальсификации по принадлежнности к конкретной товарной партии.

На нелитографированных банках условные обозначения на крышке содержат дублирующую информацию (сведения о наименновании в виде ассортиментного номера, о предприятии-изготонвителе), что позволяет полностью идентифицировать консервы даже при утрате бумажной этикетки или ее замене в случае фальсинфикации.

На литографированных банках этикетка нанесена несмываемой краской, поэтому не может быть утрачена. Это позволяет исклюнчить дублирующую информацию в условных обозначениях на крышке и донышке.

Особенностью маркировки рыбных консервов является наличие трех рядов цифр, причем в третий ряд выносятся номер смены и индекс рыбной промышленности Ч буква Р.

Остальные условные обозначения, размещаемые в первом и втором рядах, содержат сведения, указанные ранее.

На литографированных банках допускается отсутствие индекса рыбной промышленности Р, а на предприятиях с односменным ренжимом работы Ч номера смены В этом случае условные обозначенния наносятся в два ряда:

первый ряд: дата изготовления (число, месяц, год);

второй ряд: ассортиментный знак и номер предприятия-изготонвителя.

Для предприятий-изготовителей, оснащенных импортным марнкировочным оборудованием, а также универсальными компостеранми, допускается наносить условные обозначения на крышку банок в два ряда:

первый ряд: Р -- индекс рыбной промышленности; дату изгонтовления; второй ряд: номер смены (может отсутствов, если на пред-

приятии односменный режим работы) .ассортиментный знак Ч от одного до трех знаков (цифры или буквы кроме Р) номер предпринятия-изготовителя Ч до трех знаков (цифры и  буквы)

На банках с икрой осетровых рыб маркировка имеет ряд отлин
чительных особенностей: вместо числа в дате изготовления ставитн
ся число декады (1,2,3), вместо номера предприятия нсмер, прин
своенный мастеру, Ч одна или две цифры Ассортиментный знак,
номер смены и индекс рыбной промышленное не ставится.

Банки с икрой лососевых рыб имеют в маркировке меньше отн
личии от других рыбных консервов. Эти oтличия касаются замены ассортиментного знака словом "икра", которое paзмещается по втонром ряду. Все остальные сведения размещаютсяи в первом (дата изготовления) и третьем ряду (номер завода, смены им.чем I')

Маркировка рыбных к о н с с р и о и н стекляннной таре производится в основном на п им i м на которой нанряду с определяющей информацией с помощью штампа и компоснтера наносится номер смены, число, месяц и год выработки консернвов. Допускается наносить маркировочные знаки методом выдавнливания на крышке, а также наносить маркировку непосредственно на стекло.

На конических стеклянных банках допускается наклеивание этикетки с указанием смены и даты изготовления на донышке, а оснтальные реквизиты наносятся на литографированную крышку.

Маркировка рыбных консервов в полимернной таре наносится на крышку или корпус методами выдавлинвания - - холодным, горячим (разогретой печатной формой) или путем прикрепления этикетки с напечатанными условными обознанчениями. Состав информационных данных совпадает с маркировнкой консервов в металлической таре. Отличия заключаются в том, что на дне банки должны быть отлиты товарный знак завода-изгонтовителя, марка полиэтилена, квартал и год выпуска. На полиэтиленновые крышки номер смены и дату изготовления можно наносить штампом или компостером.

Особенности маркировки молочных консервов. На дне металлинческой банки со сгущенными молочными продуктами последовантельно в один ряд штампуют 5-8 знаков: М Ч индекс молочной отнрасли промышленности; номер предприятия-изготовителя; ассорнтиментный номер консервов; номер смены.

На крышке штампуют последовательно в один ряд 6 знаков, обозначающих дату изготовления: число (две цифры), месяц (две цифры от 0 до 9); год (две последние цифры года).

Таким образом, маркировка металлических банок молочных консервов по перечню информационных данных не отличается от других консервов. Отличия заключаются лишь в размещении этих данных в рядах, а также раздельном размещении на крышке и доннышке.

На металлической крышке стеклянной банки аналогичные марнкировочные знаки наносят в два ряда, причем в нижнем ряду уканзывается лишь номер смены.

В два ряда размещают условные обозначения на дне или крышнке металлической или картонно-металлической банки для сухих молочных продуктов, при этом в нижнем ряду указывается дата изнготовления, а в верхнем Ч все остальные данные. Допускается отндельное от других обозначений нанесение индекса М на дне или крышке банки.

Для продукции, упакованной в тубы, на их нижней узкой понлоске должны быть вы штампованы: номер смены (одной цифрой); число, месяц и год изготовления (по две цифры); ассортиментный номер.

Особенности маркировки плодоовощных консервов. Маркировнка плодоовощных консервов отличается размещением условных обозначений в три ряда:

первый ряд: ассортиментный номер (три цифры) и номер смены (бригады);

второй ряд: дата изготовления (число, месяц, год - - по две цифры);

третий ряд: индекс отрасли (К или ЦС), номер предприятия (однаЧтри цифры).

На крышки стеклянной и полимерной тары, литографинрованных металлических банок и тубы наносят следующие условнные обозначения: номер смены (бригады) (однаЧдве цифры); число, месяц и год изготовления (по две цифры). Допускается нанносить номер предприятия-изготовителя (однаЧдве цифры). Эти информационные данные могут быть нанесены в один, два и три ряда.

Анализ информационных данных на маркировке консервов понказывает, что различия в маркировке несущественны и зачастую мало оправданны.

Маркировка сыров

Особенностью маркировки сыров является то, что производстнвенная маркировка наносится на каждую головку сыра, а не только на транспортную тару На сыре указываются: дата выработки (число, месяц), номер варки сыра (цифры располагаются в центре верхнего полотна гонловки сыра) и производственная марка, состоящая из следующих условных обозначений Ч массовой доли жира в % в пересчете на сухое вещество, номера предприятия-изготовителя; сокращенное наименование области (края, республики), в котором находится предприятие (условные обозначения утверждаются в установленнном порядке).

Наличие указанных обозначений позволяет с достаточной донстоверностью идентифицировать каждую партию сыра. Производнственную маркировку сырной головки трудно фальсифицировать, так как она наносится несмываемой краской, разрешенной Миниснтерством здравоохранения, с помощью штемпеля, а дата выработки и номер варки Ч путем впрессования в тесто сыра казеиновых и пластмассовых цифр или оттиска металлических цифр, разрешеннных Минздравом.

Форму и размер производственной марки устанавливают в завинсимости от массовой доли жира в сухом веществе сыра (см. табл. 7).

Марка наносится на одно из полотен сыра ближе к торцевой части. Кроме нее, допускается наклеивать на сыр этикетку, утвержнденную в установленном порядке.

При упаковывании сыра в полимерные пленки производственную марку допускается наносить непосредственно на пленку. Кроме того, на пленку может быть нанесена красочная этикетка, на которой уканзываются: наименование сыра, массовая доля жира в % в сухом вещенстве сыра, наименование ведомства или предприятия, а также калонрийность, содержание жира и белка (в г на 100 г продукта).

Транспортная маркировка содержит довольно много сведений, дублирующих производственную марку на сыре, но, кроме того, и дополнительную информацию.

На транспортной маркировке указываются л к тощие сведенния: товарный знак и наименование изготовителя, индекс области (края, республики); наименование сыра и сорт; номер варки и дата выработки; порядковый номер места с начала месяца; масса нетто, брутто товара, тары и количество упакованных сыров; массовая доля жира в сухом веществе сыра (в %); обозначения стандарта или ТУ, прейскурантного номера тары; манипуляционный знак "Боится нагрева".

Ветеринарная и товароведная маркировка мяса и мясопродуктов

Товарные клейма и штампы наиболее часто используются для ветеринарного и товароведного клеймения мяса и мясопродуктов (субпродуктов) всех видов сельскохозяйственных и диких животнных, в том числе птицы. Клеймение ветеринарными клеймами и штампами носит обязательный характер и регулируется Федеральнным законом "О ветеринарии", Инструкцией по ветеринарному клеймению мяса, утвержденной Главветупром Минсельхоза России 1 сентября 1992 г. и Инструкцией по товароведческой маркировке мяса, утвержденной Комитетом Российской Федерации по пищенвой и перерабатывающей промышленности.

Клеймение мяса и мясопродуктов овальным клеймом проводят ветеринарные врачи и фельдшеры, находящиеся в штате организаций и учреждений государственной ветеринарной сети, прошедшие аттеснтацию в установленном порядке. Ветеринарные врачи и фельдшеры

других организаций при проведении ветеринарно-санитарной экснпертизы мяса и мясопродуктов, полученных при подворном убое и на убойных пунктах и направляемых для переработки на мясокомнбинаты (цеха, заводы) или для продажи на рынках под контролем Госветслужбы, клеймят клеймом "Предварительный осмотр".

Клеймение мяса проводится только после проведения ветериннарно-санитарной экспертизы Для клеймения мяса используют краски, разрешенные органами Госсанэпиднадзора.

Товароведная маркировка мяса в тушах, полутушах или четвернтинах всех видов убойных животных, а также тушек птицы и кронликов производится только при наличии клейма или штампа Госундарственной ветеринарной службы, обозначающего направление использования мяса на пищевые цели.

Товароведную оценку и маркировку мяса осуществляют специналисты, прошедшие обучение, находящиеся в штате отдела главнонго технолога или производственного отдела предприятий и органинзаций мясной и птицеперерабатывающей промышленности, на мянсоперерабатывающих предприятиях системы потребительской кооперации.

Объектами товароведной маркировки является мясо в тушах, полутушах или четвертинах всех видов убойных животных, а также тушки птицы и кроликов, выработанные в соответствии с технолонгическими инструкциями на указанных предприятиях.

При маркировке тушек птицы электроклеймо иногда заменяют бумажными этикетками розового или зеленого цвета.

Ветеринарные и товароведческие клейма, штампы несут достанточно обширную информацию о товаре.

В ветеринарных клеймах указываются: порядковый номер реснпублики Российской Федерации, городов Москвы, Санкт-Петернбурга Ч первые две цифры; порядковый номер района, города -вторые две цифры; порядковый номер организации -- третьи две цифры; национальная (Российская Федерация) и ведомственная принадлежность организации: Госветнадзор Ч на овальном клейнме, Ветслужба Ч на прямоугольном клейме.

Форма, надписи, цвет и размер клейм и штампов на мясных тушах несут значительную информационную нагрузку, дополняенмую словесной и цифровой информацией.

Как уже указывалось, ведомственную принадлежность организанции, проводящей клеймение мяса и мясопродуктов, можно различитьпо форме клейма (овальное Ч Госвсветнадзор и прямоугольное -Ветслужба) и дополняющим надписям с указанными названиями.

Для маркировки мяса используют фиолетовый краситель, принготовленный на основе метилвиолета (рецепт № 1) или на основе метиленового синего и пасты столовой свеклы (рецепт № 2). Втонрой краситель предназначен только для маркировки мяса, испольнзуемого на промпереработку внутри предприятия в парном и охнлажденном виде.

Инструкциями по ветеринарному клеймению и товароведной марнкировке мяса определяются также количество и место нанесения на мясо и субпродукты оттисков клейм и штампов. Они наносятся ненсмываемой краской, а на тушки птиц наносится электроклеймо. Так, на мясо всех видов животных ставится два оттиска ветеринарного клейма или штампа на мясные туши и полугуши в области лопатки и бедра. На туши (тушки) всех видов животных (включая птиц и кролинков), признанные по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы непригодными на пищевые цели, ставят на менее трехЧчетырех отнтисков ветеринарного штампа с надписью "Утиль".

Штампы наносятся, как правило, справа от клейма. На жир-сырец клеймо не ставят, а наклеивают несколько этикеток с оттиснком ветеринарного клейма.

 

Список использованной литературы:

 

1.М.А. Николаева, Л.В. Карташова, М.А. Положишникова Средства информации о товарах М.: ОАО "Изд-во Экономика", 1997-176 с

 2.Информационное обеспечение рынков товаров и услуг-2000: сб. материалов второй науч.-практ. Конф./Под ред. В.А. Шумаева-М.: Новый век, 2000-368с

 

Сайт создан в системе uCoz