Сайт дистанционных консультаций  для студентов заочной формы обучения товароведческого факультета ФГОУ ВПО ИВМ ОмГАУ специальностей "Товароведение и экспертиза товаров" и "Стандартизация и сертификация".

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров

 

 

Лекция№1

Тема: Вводная лекция. Виды и формы товарной информации.

План:

1.Задачи информационного обеспечения товароведения

2.Правовые основы информационного обеспечения потребителей.

3.Требования к товарной информации

4.   4.Виды товарной информации.

5.   5.Формы товарной информации.

6.   6.Средства товарной информации.

 

 

1.     Задачи информационного обеспечения товароведения

 

Курс информационного обеспечения товароведения и экспертизы товаров состоит из двух основных разделов:

1 Методологические основы информационного обеспечения товароведения и экспертизы товаров.

2. Ведение информационного обеспечения с помощью методов и средств современных информационных технологий. Эти два раздела и диктуют задачи курса:

1.Познакомить будущих товароведов со средствами и формами информации о товаре, научить правильно работать с ними.

2.Используя знания средств товарной информации научиться доносить до потребителя полную и достоверную информацию о товаре.

3. Научиться использовать современные информационные технологии как для более эффективной организации своего рабочего места, так и для организации новых современных  форм по  продаже товаров . 

 

2.Правовые основы информационного обеспечения потребителей

Правовую основу информационного обеспечения потребителей  составляют следующие законы "О товарных знаках, знаках обслунживания и наименованиях мест происхождения товаров". "О защинте прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации прондукции и услуг", "Об информации, информатизации и защите иннформации". "О рекламе" (см приложения 1. 2).

Кроме  того, в Роскомторге разработан проект Федерального Занконаб упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых  в

сфере торговли и услуг"

1)Федеральный закон "О товарных знаках, знаках обслуживания  наименованиях мест происхождения товаров" регулирует отношения  возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований   мест  происхождения  товаров.  Причем  регламентируется средств только  информационные таки.

л)Федеральнном икот. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР  Об административных   правонарушениях",   принятом   5  декабря ' 1995г.

Статьи 8,9, 10 и 12 этого Федерального закона посвящены правам потребителя на информацию о товаре и предприятии-изготовителеХ с регламентируются основные требования к информанции.

В статье 8 указывается, что "потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе и ( исполнителе, продавце), режиме его работы, реализуемых им товарах (работах, услугах), на русском языке...".

Информация об изготовителе (продавце) товаров предусматривается ст9. а информация о товарах (работах, услугах) Ч ст. 10.  "изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о тованрах обеспечивающую возможность их правильного выбора".

 Трудновыполнимым является требование к информации о сондержании вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательнными требованиями стандартов. Казалось бы, эту информационнную функцию должен выполнять сертификат. Однако установленнии и формы сертификат не содержит протокола испытаний, в нем имеется лишь информация о его регистрации в Государственном реестре. Другие средства информации (маркировка, накладные, и чнические руководства и паспорта) просто не предназначены для представления такой информации.

В ст. 12 предусматривается ответственность за ненадлежащую информацию. Потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи. если из-за предоставления недостоверной или недостаточно полной информации был приобретен товар, не обладающий необнходимыми свойствами (например, при покупке кофе растворимого, па самом деле оказавшимся кофейным напитком).

Расторжение договора купли-продажи и требование возмещенния причиненных убытков могут произойти, если из-за недостовернной или недостаточной информации невозможно использовать приобретенный товар по назначению.

Потребитель в случае причинения вреда его жизни, здоровью и имуществу, вызванного недостоверной или неполной информанцией, вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования о мо смещении ущерба в полном объеме, а также потребовать возменщения убытков, причиненных природным объектам, находящимся мо владении потребителя на праве собственности, либо по иным осннованиям, предусмотренным законом или договором.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потреби-РС ля. подлежит возмещению в течение установленного срока служним (годности), а если срок службы не установлен, в течение 10 лет  момента изготовления товара.

Федеральный  закон  "О  стандартизации"   предусматривает  в числе обязательных требование единства маркировки (ст. 7, п. 2),

Регламентация во втором разделе упомянутого закона видов и категорий нормативных документов (НД). устанавливаемы* ими требований также создает определенные правовые основы инфорнмации о продукции для изготовителей, продавцов и потребителей, так как они являются одним из видов информационных ресурсов.

В дополнение к закону, упомянутому выше. Федеральным занконом "О сертификации продукции и услуг" вводится маркинровка сертифицированных товаров знаком соответствия с целью информации получателей и потребителей товаров о безопасности этих товаров по медико-биологическим требованиям и санитарным нормам.

25 января 1995 г. был принят Федеральный закон "Об информанции, информатизации и защите информации", который регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании иннформационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, нанкопления, хранения, поиска, распространения и предоставления понтребителю документированной информации; создании и использонвании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов в информационных процессах и информатизации.

В законе определены основные направления государственной политики в сфере информатизации. Одно из этих направлений -"создание условий для качественного и эффективного инфорнмационного обеспечения граждан, органов государственной власнти, органов местного самоуправления, организаций и общественнных объединений на основе государственных информационных ренсурсов".

Федеральный чакон "Об упаковке и маркирове потребительских товаров,  реализуемых  в  сфере  торговли   и услуг"

Этот закон регулирует "отношения между изготовителями (исполнителями), продавцами и потребителями в области торговой и производственной упаковки и маркировки потребительских товаров", устанавливает права потребителей на получение достоверной информации о реализуемых товарах с помощью маркировки, опренют требования к производственной упаковке и маркировке потребительских товаров для обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителя и окружающей среды.

 

3.Требования к товарной информации

 

На основании  перечисленных выше  законодательных актов можно сформулировать следующие основные требования, предъявемые к товарной информации: достоверность; доступность; достаточность.

 

Требования к товарной информации

Достоверность

Доступность

Достаточность

 

Языковая доступность

 

 

Востребованность

 

 

Понятность

 

1)Достоверность Ц предполагает правдивость и объективность сведений о товаре , отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей в заблуждение.

11римером несоблюдения этого требования могут служить марнкировка и сертификат на импортное топленое масло, предназначенное для кулинарии и кондитерского производства. При идентифинкации пого продукта было установлено, что он является гидрогенизированным жиром, полученным из рыбьего жира, о чем свидетельствует наличие арахидоновой и эруковой жирных кислот. 11ссмотря на то что в протоколе испытаний была дана достоверная информация о продукте как о гидрогенизированном жире Ч аналонге топленого масла, орган по сертификации выдал сертификат, поднтверждающий недостоверную информацию на маркировке и в тонварно-сопроводительных документах поставщика.

Таким образом, поставщик и орган по сертификации нарушили требование достоверности и достаточности информации.

.

2) Доступность. Это требование связано с принципом информационной открытости сведений о товаре, затрагивающих пшерссы потребителей для всех пользователей.

Языковая доступность, т. е. информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен; Языковая доступность в Федеральном законе "Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг" конкретизируется следующим образом: "Маркировка отечественных и импортных товаров, лекарственных средств должнна быть на русском языке".

 

Востребованность Ч предоставление необходимой информации но i рсбованию пользователя;

Понятность Ч использование общепринятых и (или) стандарти-трованных понятий, терминов, условных обозначений (символов). л также возможность их определения или расшифровки.

 

3)Достаточность информации Ч может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключанет представление как неполной, так и излишней информации.

Неполная информация -- это отсутствие определенных сведний о товаре. Зачастую неполная информация обусловливает ее нендостоверность. Например, на российском потребительском рынке очень часто встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без уканзания страны происхождения или наименования изготовителя. Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за импортные из стран дальнего зарубежья, -фальсифицированными. Упомянутый ранее шоколад "Доллар" имеет маркировку, которая нарушает все требования "Три Д". Иннформация на маркировке не только недоступна, но и неполна, и нендостоверна.

Излишняя информация Ч это предоставление сведений, дублинрующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее пользователей.

 

4.Виды товарной информации.

 Товарная информация (ТИ) Ч сведения о товаре, предназначенные  для пользователей Ч субъектов коммерческой деятельности

К субъектам коммерческой деятельности относятся изготовитенли товаров, продавцы и потребители Изготовители являются пернвичными источниками товарной информации и одновременно иснполнителями услуг по информированию продавцов и (или) потребителей о продаваемых товарах. От того, насколько качественны  будут эти информационные услуги, зависят скорость продвижения  товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и. в коннечном счете, жизненный цикл товара.

В то же время изготовитель не является единственным источнинком информации. Производственная информация может дополнняться продавцом, который сопоставляет аналогичные по назначеннию товары-конкуренты или товары одного наименования, но разнных конкурирующих организаций и дает потребителю дополнительную информацию для формирования потребительских предпочтений. В зависимости от назначения товарная информация подразделяется натри вида:

1)основополагающая;

2) коммерческая;

3)понтребительская.

Основополагающая товарная информация -  это основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений:

К основополагающей товарной информации относятся, вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование преднприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация - это сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные понтребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-понсредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортинментных номерах продукции по ОКП (Общероссийскому классинфикатору промышленной и сельскохозяйственной продукции), ТЫ ВЭД (Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельноснти) и порядковых номерах предприятия по ОКПО (Общероссийсконму классификатору предприятий и организаций), другие условные обозначения, расшифровка которых малодоступна потребителю. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация -  это сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтенний, показывающие выгоды от применения конкретного товара и адресованные, в конечном счете, потребителям. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров, пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и т.д.

 

5.Формы товарной информации.

 

Существует пять основных форм товарной информации:

1)словесная

2)цифровая;

3)изобразительная;

4)символическая;

4)штриховая.

Словесная информация является наиболее доступной, если она дана на языке, на котором говорит большая часть населения. Многие зарубежные фирмы-изготовители, поставляющие товары в разные страны, дают поясняющий текст на нескольких наиболее раснпространенных языках (английском, немецком, французском, иснпанском и др.). Это позволяет потребителям, говорящим на  укaзанных языках, получать доступную информацию.

Недостаток словесной информации - ее громоздкость. Она требует значительной площади на упаковке и (или) на товаре Для того, чтобы ее прочесть и осмыслить, требуется время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель или не может или не хочет тратить много времени на ее осмысление. Цифровая информация служит чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда необходима количественная характеристика товара. например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты изготовления и сроки употребления.

Цифровая информация применяется в сочетании с другими винлами информации (словесной, символической, штриховой) или самостоятельно , например условные цифровые обозначения маркировки на донышке консервной банки.

Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев понимание ее доступно лишь для профессионалов, а для потребителей она недоступна (напринмер, ассортиментные номера продукции, порядковые номера преднприятий требуют расшифровки с помощью OKI I и ОКНО).

Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художенственных и графических изображений непосредственно товара, или

|к продукции с картин, фотографий, открыток, или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т.п.). либо иных  изображений.

Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей

Повышенный спрос на многие импортные пищевые продукты нередко объясняется тем. что эти товары выгодно отличаются от отечественных продуманной изобразительной информацией.

К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность. лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем у этой формы очень ограниченные информационные возможности, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.

Символическая информация сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Символ (от греч.svmbolon знак, опознавательная примета) - характеристикаопределенных свойств товара для краткого отражения его сущности.

Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако восприятие ее требует определенной профессионнальной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т.п.

 Штриховая товарная информация Цэто комплексная форма информации, сочетающей элементы симнволической и цифровой форм, является штриховая, для которой свойственно кодирование определенных сведений в виде темных штрихов, светлых пробелов и цифр. Эта информация носит чисто коммерческий характер и недоступна потребителю.

 

6.Средства товарной информации

 

Средства товарной информации (СТИ) предназначены для доведения сведений о товаре, его характеристиках до пользователей Ч изготовителей, продавцов и потребителей.

Кроме этой основной функции, многие средства товарной ин формации выполняют идентифицирующую функцию. Сущность ее заключается в распознавании, отождествлении товара с определенными потребительскими свойствами, в первую очередь органолептическими (внешним видом, цветом, для пищевых продуктов -вкусом и запахом, для некоторых непродовольственных товаров -запахом). Это функция наиболее присуща таким средствам, как маркировка, нормативные и технические документы.

 

Классификация средств товарной информации представлена на схеме:

 

Средства товарной информации

 

Информационные ресурсы

Специальная литература

Маркировка

Реклама

 

Таким образом, в зависимости от назначения средства товарной информации подразделяют на группы: информационные ресурсы, специальная литература, маркировка и реклама. В свою очередь, группы подразделяются на подгруппы в зависимости от носителей информации, а последние Ч на виды носите лей информации.

Наиболее значимыми для работников торговли и потребителей являются информационные ресурсы и маркировка и именно их классификацию и виды мы разберем на следующих занятиях.

 

 

Список использованной литературы:

 

1.М.А. Николаева, Л.В. Карташова, М.А. Положишникова Средства информации о товарах М.: ОАО "Изд-во Экономика", 1997-176 с

 2.Информационное обеспечение рынков товаров и услуг-2000: сб. материалов второй науч.-практ. Конф./Под ред. В.А. Шумаева-М.: Новый век, 2000-368с

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz