Сайт дистанционных консультаций  для студентов заочной формы обучения товароведческого факультета ФГОУ ВПО ИВМ ОмГАУ специальностей "Товароведение и экспертиза товаров" и "Стандартизация и сертификация".

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омский государственный аграрный университет институт ветеринарной медицины

Кафедра гуманитарных наук

  

Методические рекомендации по философии

для студентов заочного отделения

 всех специальностей

  

Омск

2009

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

Тематический план лекций и семинарских занятий

Рекомендации по написанию контрольных работ

Примерная тематика контрольных работ

Задания к контрольным работам

Список основной и дополнительной литературы

Тестовые задания

Планы семинарских занятий

Вопросы к экзамену

Словарь философских терминов

 

Введение

 

Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий мир, осознать свое собственное  Я, понять свое предназначение, свой жизненный путь.

Данное учебно-методическое пособие включает в себя тематические планы лекций и семинарских занятий, темы, задания и рекомендации для выполнения контрольных работ, планы семинарских занятий, тестовые задания, словарь философских терминов, примерные вопросы к экзамену.

Предлагаемое пособие позволяет студентам заочной формы обучения написать контрольную работу, подготовиться к семинарским занятиям и к сдаче итогового экзамена по философии.

Изучение курса философии предполагает самостоятельную работу студентов с первоисточниками, а также соответствующей учебной и научной литературой, с этой целью дан список литературы по темам. Желаем успехов!

 

 

 

 

Тематический план Лекций

 

Тема лекции

Кол-во час.

1

Мировоззрение. Истоки фолософии.

2

2

Особенности философского познания

2

3

Философия в системе культуры

2

4

Онтология мира в философии

2

ИТОГО

8

 

 Тематический план Семинарских занятий

 

Тема лекции

Кол-во час.

1

Гносеология

2

2

Проблема сознания в философии

2

3

Философские проблемы человека и личности

2

4

Философия общества

2

5

Культура и цивилизация. Отчуждение.

2

ИТОГО

10

 

  

Рекомендации по написанию контрольных работ

Для студентов-заочников составной частью учебного процесса по философии в аграрном вузе является выполнение контрольных заданий. Студенты выбирают одну из тем и выполняют контрольную работу. Контрольная работа должна быть представлена в сроки, оговоренные учебным графиком. Студенты, не выполнившие контрольную работу или получившие за нее отрицательную оценку (незачет), не допускаются к сдаче экзамена. Контрольная работа, выполненная не по указанному варианту, не засчитывается. Выполненное задание студент направляет в вуз, на кафедру философии.  При общей положительной оценке контрольная работа зачитывается. Если работа оценивается отрицательно, она высылается студенту на доработку.

 

Темы работы (номер задания) должны соответствовать начальной букве фамилии студента.

Основные требования, предъявляемые к письменным контрольным работам следующие:

Контрольная работа пишется по заданиям к теме.

В работе студент-заочник должен всесторонне раскрыть вопросы темы, показать их глубокое знание и понимание. Контрольная работа должна носить логически завершенный характер. Это значит, что в ней необходимо осветить все, без исключения, вопросы, предусмотренные планом, сделать соответствующие выводы.

На титульном листе указывается название вуза, дисциплина, по которой выполнена данная работа, название, вариант темы, кто выполнил (курс, факультет, группа, номер зачетной книжки, полностью Ф.И.О.) и кто проверил (Ф.И.О.), место и год выполнения. Работа должна быть аккуратно оформлена.

Работа может быть выполнена как от руки в отдельной тетради (почерк должен быть разборчивым), так и распечатана с компьютера на листах формата А-4, помещенных в скоросшиватель.

Объем работы не менее 15 машинописных страниц, 20-25 рукописных страниц.

Страницы необходимо нумеровать и оставлять поля (2 см) для замечаний рецензента. Должен быть составлен плане (вопросы плана работы с указанием страниц), ответ на каждый пункт которого должен быть конкретным и четким.

Во введении студент обосновывает актуальность контрольной работы и конкретные задачи, которые должны быть рассмотрены. Изложение материла должно быть последовательным и логическим. Текс должен соответствовать вопросам плана и содержать полное изложение темы в сжатой форме. На приводимые в тексте цитаты необходимо делать в скобках ссылку на источник, имеющийся в списке литературы [6, С.128].

При наличии сокращений, они должны быть расшифрованы при первом употреблении в скобках. Должны быть раскрыты основные понятия и термины, используемые в процессе работы. Работа должна заканчиваться обоснованным выводом студента с изложением своей точки зрения по рассмотренным вопросам, вытекающим из содержания контрольной работы.

Студент-заочник должен твердо запомнить, что основным условием выполнения контрольных заданий является самостоятельное глубокое изучение рекомендованной литературы. Контрольные работы, основанные только на материалах учебника, не зачитываются. Список используемой литературы дается в соответствии с библиографическими правилами в конце работы:

- список составляется в алфавитном порядке;

- при ссылке на учебник, на учебное пособие, монографию указываются фамилии и инициалы авторов, точное наименование издания без кавычек, место издания, название издательства и год издания, страницы;

- при ссылке на журнальные статьи указываются фамилии и инициалы авторов, точное наименование статьи, название журнала, год и номер выпуска страницы.

В конце контрольной работы указывается дата выполнения и ставится подпись студента. Оценка по контрольной работе может быть зачет или незачет (студент должен исправить замечания и повторно сдать работу на проверку с первой рецензией)

В условиях заочного образования на заключительном этапе изучения философии важную роль играют лекции, семинары и консультации. Лекции и семинарские занятия проводятся в период экзаменационных сессий по узловым проблемам курса. Они помогают студентам в самостоятельной работе по изучению основных проблем философии. Основное назначение лекций и семинаров состоит в том, чтобы помочь студенту-заочнику непосредственно перед экзаменом систематизировать знания курса, полученные в результате самостоятельной работы над учебной литературой в предсессионный период, восполнить пробелы в усвоении теоретического и фактического материала, углубить понимание предмета.

При подготовке контрольной работы студенты должны выбрать в алфавитном указателе перечня контрольных работ по начальной букве своей фамилии один из предлагаемых вариантов контрольной работ.

  

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Алфавитный указатель

Тематика

А, В, С, Ц

1. Мировоззрение. Истоки философии

2. Особенности философского познания

Б, Г, Д, Ж

1. Философия в системе культуры

2. Учение о бытии в истории философии

3. Онтология мира в философии

Е, З, К, М

1. Роль философской картины мира в современную эпоху

2. Гносеология

Ё, И, Л, Н

1. Проблема сознания в философии

2. Философские проблемы человека

О, Р, Т, Ф

1. Проблема личности

2. Взаимосвязь природы и общества

3. Философия общества

 

П, У, Х, Ш

1. Диалектика материального и  духовного в обществе.

2. Культура

3.Цивилизация и отчуждение

Ч, Щ, Э, Ю, Я

1. Проблема общественного развития

2. Смысл истории

3. Философский смысл любви

4. Философия о смысле человеческой жизни

 

 

Темы контрольных работ, задания и литература  к ним.

 

Тема 1. Мировоззрение. Истоки философии.

1.      

 

Планы семинарских занятий

 

               Тема 1. мировоззрение. Истоки философии.

 

1.     Мировоззрение: сущность, структура, уровни.

2.     Дофилософские типы мировоззрения: мифология и религия.

3.     Происхождение философии. Две концепции происхождения философии: из мифологии и религии.

 

Основные понятия и категории: мировоззрение, мифология, религия, философия.

 

Темы докладов и рефератов

Цивилизация и культура древних греков основа зарождающейся философии.

Роль мифологии в становлении философии.

Мифологические образы в философии.

Особенности древневосточной философии.

 

Литература.

Основная.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник 2-е изд.- М.: Гардарики, 2008.- С. 15, 22-25.

Философия: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2004.- С. 11-12.

 

 Дополнительная

Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса.- М.: Наука, 1983.- С. 21-46.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х частях.- М.: Политиздат, 1989.- Ч.1.- С. 20-73.

Бердяев Н.А. О назначении человека.- М., 1993.- Гл. 2.-С.33-37..

Миркина З. Бог и идея Бога// Общественно-социальные науки.- М., 1990.-.- М., 1990.- № 5.

Притчин А. и др. Миф и реклама // Общественно-социальные науки.- М., 2002.- № 3.

Псевдонаучное знание в современной культуре. Материалы круглого стола // Вопросы философии.- М., 2001.- № 6.

Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека.- М., 1984.- С. 24-44, 229-232.

Филатов В.И. Мировоззрение. Бытие. Человек. : Монография.- Омск: Омск.гос.ун-т, 2002.- С. 4-19.

Философия: учебник для высших учебных заведений.- Ростовн/Д: Феникс, 1999.

Чанышев А.Н. Начало философии.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.- С. 8-56.

 

 

Тема 2. особенности философского познания.

 

Предмет и объект философского исследования.

Философская проблема. Философский вопрос.

Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Историческое развитие основного вопроса философии.

Культурно-исторические типы философии. Проблема специфики восточной и западной философии. Общечеловеческое и национальное в философии. Особенности русской философии.

 

Основные понятия и категории: философия, предмет философии, философская проблема, основной вопрос философии, материализм, идеализм.

 

Темы докладов и рефератов

Историческое развитие основного вопроса философии.

Общечеловеческое и национальное в философии.

Особенности русской философии.

Специфические особенности философского знания.

 

Литература.

Основная.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд.- М.: Гардарики, 2008.- С.11-14, 15, 201.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2004.- С. 8-11, 12-17, 232-235, 193-195.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической     немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф.- Соч.2-е изд.- Т. 21.- Гл. 2.

 

 Дополнительная

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: ООО ТК Велби, 2002.- С. 29-51, 88, 141-143.

Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса.- М.: Наука, 1983.- С. 46- 194.

Богомолов А.С. Главные философские направления.- М., 1981.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х частях.- М.: Политиздат, 1989.- Ч.1.- С. 20-73.

Ильин И. Философия и жизнь // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов.-М., 1990.- С. 43-60.

Интервью с деканом философского фаультета МГУ В.В. Мироновым // Вопросы философии.- М., 2002- №5.- С. 97-99, 102-111.

Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях.- М.: Высшая школа, 1991.- Ч.1.-С. 76-82, 96-116.

Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений.- СПб: Лань, 1997.- С.4-8

Рубинштейн М. Жизнеописание - центральная задача философии // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов.- М., 1990.- С. 61-72.

Торосян В.Г.  Ценность философии // Вопросы философии.- 1993.- № 9.- С. 94-96.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В.. Момдлян К.Х. Философия: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2001.- С.120-133.

Коган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии.- 1977, № 9.

Какая философия нам нужна? Л., 1990 (Статьи Ю.В. Перова, С.С. Гусева, А.А. Корошкова, А.Д. Александрова)

Филатов В.И. Мировоззрение. Бытие. Человек. : Монография.- Омск: Омск.гос.ун-т, 2002.- С. 4-19.

Философия: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов.- М.: ТОН.- Остожье, 2001.- С. 5-8.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студ. вузов/ Под общей ред. В.П. Калашникова.- 2-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- С. 6-16.

Философия: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.- С. 15-35.

 

Хайденер М. Что такое философия // Вопросы философии.- 1993.- № 8.- С. 113-210.

Юнг К. О западном и восточном стилях мышления // Философские науки.- 1988.- № 10.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М., 1992.

 

 

Тема 3. философия в системе культуры.

 

Место и роль философии в системе культуры.

а) Философия и наука.

б) Философия и искусство

в) Философия и нравственность

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика: их историческое развитие и различие. Диалектика и сенергетика.

Принципы, законы и категории диалектики. Философский смысл законов диалектики. (В.И. Ленин Еще раз о диалектике)

 

Основные понятия и категории: наука, искусство, нравственность, метод, диалектика, метафизика, синергетика, закон, категория

 

Темы докладов и рефератов

Историческое развитие основного вопроса философии.

Общечеловеческое и национальное в философии.

Особенности русской философии.

Специфические особенности философского знания.

 

Литература.

Основная.

Философия: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2004.- С. 171, 190-191, 18-21.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд.- М.: Гардарики, 2008.-С. 232-233.

Руткевич М.Н. Диалектический материализм.-М., 1973.- 285-288, 302-312.

Философия: учебник для высших учебных заведений- Ростов н/Д: Феникс, 1999.- С. 490-504

 

Дополнительная

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: ООО ТК Велби, 2002.- С. 52-55, 60-64, 406-411, 386-405, 451-455.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х частях/ Под ред. Фролова И.Т., Араб-Очил Э.А. и др.- М.: Политиздат, 1989 С. 95-138.

 

Диалектика материального мира.- Л., 1985.

Диалектика отрицания отрицания.- М., 1979.

Диалектика познания.- Л., 1988.

Диалектические противоречия.- М., 1979.

Друянов Л.А. Законы природы и их познание.- М., 1982.

Зак С.Е. Принципы и основные законы диалектики.- М., 1974.

Кидров Б.М. Беседы о диалектике.- М., 1983.

Кармин А.С. Познание бесконечности.- М.: Мысль, 1981.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия 2 пол. 17-начала 19 вв. М., 1989.

Материалистическая диалектика как научная система.- М.: МГУ, 1985.

Материалистическая диалектика: В 5-и томах- Т.1.Объективная диалектика.- М.: МГУ, 1981.

Материалистическая диалектика как научная система.- М.: МГУ, 1983.

Очерки по диалектическому материализму.- М., 1985.

Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания.- М., 1994.- С. 9-44.

Философия. Учебник/ Под ред. В.Д. Рубина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.- М.: Русское слово, 1997.- С.134-135.

Философский энциклопедический словарь.- М., 1983.

Фурман А.Е., Ливанова Г.С. Круговорот и прогресс в развитиии Материальных систем.- М., 1978.

Шептулин А.П. Категории диалектики.- М., 1976.

Заблуждающийся разум? Моногообразие вненаучного знания.- М., 1990

 

Тема 4. учение о бытии в истории философии

и современности.

 

Понятие бытия. Формирование учения о бытии в античной философии  (Париннид, Демокрит, Платон, Аристотель).

Теоцентризм Средневековья. Религиозная картина мира.

Осмысление бытия в эпоху Возрождения и в Новое время (Р.Декарт, Дж. Бруно, Г. Лейбниц, Н. Кузанский, Дж. Беркли, И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

Кризис онтологии и ее современные интерпретации (локальные и атрибутивные модели).

 

Основные понятия и категории: бытие, субстрат, субстанция, креационизм, схоластика, теология, натурфилософия.

 

Темы докладов и рефератов

Проблема сущности мира, его первоначал в классической греческой философии.

Августин и Ф. Аквинский виднейшие философы.

Ф. Бэкон о материи и формах движения.

Натурфилософская диалектика Ф. Шеллинга.

 

Литература.

Основная.

Философия: Учебник для вузов /Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2004.- С. 65-66, 70-71, 73-76, 86, 108, 109-110, 119-120,Ю 121-122, 124-125, 160-162, 164-165, 168-173.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд.- М.: Гардарики, 2008.-С. 34-35, 54-55, 59-61, 81-82, 93-94, 103-104, 106, 114, 118, 120-121, 121-122, 136-137, 145-146, 147-148, 149-150, 225-232.

Дополнительная

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: ООО ТК Велби, 2002.- С. 97-102, 107-109, 420, 114-115, 122, 129-130, 137.

Асмус В.Ф. Античная философия.- М.: Высш.шк., 1976.- С. 135-145, 148-152 (Демокрит), 192-196 (Платон), 259-266, 173-308 (Аристотель)

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения.- М., 1980.

Гуревич А.И. Категории средневековой культуры.- М., 1984.

Доброхотова А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.- М., 1996.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия 2 пол. XVII -  начала XIX в.- М., 1989.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII в. М.: Высш. Школа, 1974.

Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- СПб., 1996.- Т.2.

Соколов В.В. Средневековая философия.- М., 1979.

Философия: Учебник/ Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.- М.: Русское слово, 1997.- 133-152.

Философия: учебник для высших учебных заведений- Ростов н/Д: Феникс, 1999.- С. 125-161.

 

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой       философии.- М., 1991.- С. 491-507.

Шестов Л.И. Признавал ли хоть один философ Бога? //  Шестов Л.И. На переломе: философия и мировоззрение.- М.: Политиздат, 1990.

 

 

Тема 5. Онтология мира в философии

 

Понятие материи: субстратная, субстанциональная и атрибутивная модели.

Способ и формы существования материи.

 

Основные понятия и категории: материя, субстрат, субстанция, движение, время, пространство.

 

 

Темы докладов и рефератов

1.     Проблема бесконечности в философии, математике и естествознании.

2.     Современная наука о многообразии пространственно-временных форм существования.

3.     Современные естественно - научные представления о структуре и свойствах материи.

4.     Естественно научное обоснование единства материи и движения.

 

Литература

Основная

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 2-е изд.-М.: Гардарики, 2008-С. 240-261.

Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.К. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. М.: Юнити, 2004-С. 63-65, 164-166, 196-200.

 

Дополнительная

Алексеев П.В., Папин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. М.: ООО ТК Велби,2002 - С.425-451.

Ахундов М.В. Пространство и время в физическом познании. М.:    Мысль, 1982.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч.Ч. 2/ Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А. и др.- М.: Политиздат, 1989.- С.14-90.

История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1994. С. 467-484.

Зотов В.Д. Исторический материализм. М., 1985.

Зубков И.Ф. Курс диалектического материализма М.,1990.

Кармин А.С. Познание бесконечности. М.: Мысль, 1981

Лепин В.И. Три источника и три составных части марксизма/ Полит. собр. соч. Т.23.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т.3.

Материалистическая диалектика М.,1985.

Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Минск, 1989.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В, Момджян К.Х. Философия: Учебник М.: ИНФРА-М, 2001-С. 174-202.

Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире.- М.: Политиздат, 1974.

Филатов В.И. Мировоззрение. Бытие. Человек: Монография. Омск: Омск. гос. ун-т,2002.- С. 25-57.

Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.- С. 28-32.

Философский энциклопедический словарь. М.,1983

 

Хрестоматия по философии Ростов н/Д, Феникс, 1999. С. 286-291, 296-325, 331-364.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии М.,1981

 

 

 

Тема 6. Роль философской картины мира

в современную эпоху.

 

Религиозная картина мира.

Научная картина мира.

Философская картина мира.

 

Основные категории и понятия: картина мира, Бог, мир, универсум, реальность.

 

Тема докладов и рефератов

1.     Различия христианской и буддистской картины мира.

2.     Единство картины мира и мировоззрения.

3.     Противоречивость научной картины мира.

4.     Религиозная картина мира глазами богословов и верующих: общее и различное.

5.     Разные философские версии места человека во Вселенной.

 

Литература

Основная

Алексеев П.В., Папин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное М.: ООО ТК Велби, 2002. С. 114-115.

Философия: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.- С. 240-262

 

Дополнительная

1.     Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник.- М.: ИНФРА, 2001. С. 1654-171.

2.     Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко философский ежедневник.- М., 1988- С.321.

3.     Петров Ю.А. Философские основания естествознания.- М., 1977. С. 16-26.

4.     Топоров В.В. Модель мира // Мифы народов мира. Т.2.-М., 1994.- С. 161.

5.     Введение в философию. М.: Политиздат, 1990 Ч.2. С. 49-94.

6.     Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова.- 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Республика, 2001.

7.     На переломе: философия и мировоззрение.- М.: Политиздат, 1990. С. 387-391 (Лосский Н.О.); 410-422 (Рудаш Л.); 422-435 (Богданов А.А.).

8.     Филатов В.И. Мировоззрение. Бытие. Человек: Монография.-0 Омск: Омск. гос. ун-т, 2002.- С. 25-57.

9.     Гроф С. За пределами мозга.- М., 1993

10.       Крывелев П.А. История религий.- М., 1988.- Т.2

11.       Крымский С.Б., кузнецов В.П. Мировоззренческие категории в современном естествознании Киев, 1983.

12.       Культура, человек и картина мира. М.,1987.

13.       Степин В.С. Философская антропология и философия науки.- М., 1992.

14.       Элиаде М. Священное и мирское М.,1984.

15.       Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.- М., 1994.

 

 

 

Тема 7. Гносеология.

 

Процесс познания: отражение и конструирование мира. Виды познания: наука, искусство, нравственность. Истинные ценности: знания, идеалы, идолы.

Проблема гносеологического образа. Основные виды гносеологического образа.

Проблема уровней и форм познания (чувственное и рациональное; эмпирическое и теоретическое; факт, принцип как форма обобщения).

Проблема истины. Практика критерий истины.

 

Основные категории и понятия: познание, отражение, конструирование, знание, идеал, идол, гносеологический образ, факт, истина, практика.

 

Тема докладов и рефератов

Познание как творчество.

Единство и различие художественного и научного познания.

Проблема соотношения опыта и практика в научном познании.

Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

 

Литература

Основная

Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд.-М.: Гардарики, 2008.-С.378-438, 676-693.

Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2004-С.310-319, 458-471.

Дополнительная

Алексеев П.В., Папин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: ООО ТК Велби, 2002.- С. 202- 253, 283-335, 355-371, 405-419, 81.

Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова: В 2-х частях М., 1989.- Ч.2- гл. 12.

Ведин Ю.И. Познания и знания.- Рига, 1982.

Гадамер Г.-Х. Истина и метод.- М.,1988.

Гносеология в системе философского мировоззрения.- М., 1993.

Диалектика познания. - М.,1988.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы.- М., 1993.

Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология.- М., 1994

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА М.,2001. С. 227-259.

Материалистическая диалектика: В 5 т.- М., 1981 1982.-Т.1-2.

Заблуждающийся разум, многообразие вненаучного знания.- М., 1990.

Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

Рассел Б. Человеческое познание. - Киев, 1997.

Руткевич М.Н. Диалектика и теория познания / М.Н. Руткевич, И.Я. Лойфман.-М., 1994

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова.- М.: Русское слово, 1997.-С. 153-169.

Философия: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д: Феникс, 1999.- С. 419-514.

Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы.-М., 1996.

 

 

Тема 8. Проблема сознания в философии.

 

Понятие сознания. Основные концепции, раскрывающие природу и сущность сознания: теологическая, биологическая, марксистская, фрейдистская.

Понятие отражения. Основные его формы. Сознание как высшая форма отражения действительности. Язык (речь).

Общественное и индивидуальное сознание, их единство и взаимосвязь. Формы общественного сознания.

 

Основные категории и понятия: сознание, отражение, язык (речь), общественное сознание, образ, знание, мышление, ощущение.

 

Темы докладов и рефератов

Моральное сознание Запада (Востока, России).

Взаимосвязь наследственного и социального в формировании сознания.

Знания и переживания в сознании.

Творческая активность сознания.

Сознание и самосознание.

 
Литература
Основная

Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд.- М.: Гардарики, 2008.С. 350-360, 370-377, 637-700.

Философи: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2004.- С. 532-536.

Барулин В.С. Социальная философия Ч.1: Учебник.- М.: Изд-во МТУ, 1993 С. 163-173.

Дополнительная

Алексеев П.В., Папин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: ООО Т.К.Велби, 2002-С. 254-283.

Дубровский В.И. Проблема идеального. - М.,1983.

Блум Ф., Лейзереон А. Мозг, разум, поведение.- М.,1988.

Жуков Н.И. Проблема сознания: Философский и социально научный аспекты. - Минск, 1987.

Как формируется и функционирует сознание: сб. статей. - М.,1985.

Кибернетика живого: человек в разных аспектах.- М.,1985.

Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание.- М.,1984.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание.-М.,1980.- Гл.2.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.,1975.

Маркс К. Капитал // Маркс К. Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.- Т.23 Гл.24.

Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях.- М.,1991. Ч.1.- Раз.4.

Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии М.: Академический Проект, 2001.- С. 480-482.

Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. - М.,1985.

Проблема сознания в современной западной философии М.,1989.

Спиркин А.Г. Сознание, самосознание. - М.,1972.

Ушакова Е.В. Общая теория материи.- Барнаул, 1992.-Ч.3-Разд.1.-С. 242-275.

Филатов В.И. Социально-онтологические основания целостности человека: монография.-М.: Изд-во МТУК; Омск: Омск. гос. ун-т, 2001.-С. 135-147.

Филатов В.И. Мировоззрение. Бытие. Человек: монография.- Омск:Омск. гос. ун-т, 2002.- С. 58-64.

Философия: учебник для высших учебных заведений Ростов н/Д.: Феникс, 1999-С.162-211.

 

 

Тема 9. Философские проблемы человека.

 

Проблема человека в истории философии. Актуальность проблемы человека в современную эпоху. Основные концепции антропосоциогенеза.

Философия о природе, сущности и целостности человека. человек как биологическое, социальное и духовное существо.

Человек и природа; их взаимосвязь. Предназначение человека.

 

Основные категории и понятия: антропосоциогенез, теоцентризм, социоцентризм, человек, природоцентризм, антроцентризм, космоцентризм, задатки, способность, индивид, индивидуальность, личность.

Темы докладов и рефератов

1.     Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

2.     Современные проблемы антропоцентризма.

3.     Биологическое и социальное в человеке.

4.     Представления о совершенном человеке в различных культурах.

 

Литература

Основная

Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд.-М.: Гардарики, 2001-С. 308-326, 557-562.

Философия: учебник для высших учебных заведений Ростов н/Д : Феникс, 1999-С. 212-238

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2001-С. 506-544.

 

Дополнительная

Алексеев В.П. Становление человечества.-М.,1984.

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества.- М., 1988.

Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. М.,1986.

Григорьян Б.Т. Философская антропология.- М.,1997 Гл1-8,11.

Буржуазная философская антропология.- М.,1986.

Какабадзе З.М. Человек как философская проблема.- Тбилиси, 1970.

Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия.- Л.,1990.

Соотношение биологического и социального в человеке.-М.,1975.

Ушакова Е.В. Общая теория материи.- Барнаул, 1992.-Ч.3-Разд.2.

Проблема человека в западной философии. - М.,1988.

Сартр Ж.Б. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод.- М.: Политиздат, 1989.

 

 

 

Тема 10. Проблема личности.

Понятие личности  в философии, ее определение. Диалектическое соотношение категорий индивид, личность, индивидуальность.

Структура личности, ее роль и место в жизни общества. Личность и свобода, личность и ответственность

 

Основные категории и понятия: индивид, индивидуальность, личность, свобода, ответственность.

 

Темы докладов и рефератов.

Человек как личность.

Свобода и ответственность.

Специфика понимания личности в разных типах культур.

Личность и ее свобода в зеркале мировых религий.

 

Литература

Основная

Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд.- М.: Гардарики, 2001-С. 327-336, 563-575, 625, 707-717.

Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1: Учебник. - М.:Изд-во МГУ,1993-С. 273-283.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф В.П. Ратникова._ М.: ЮНИТИ, 2001 С. 537-539.

Философия: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д: Феникс, 1999.-С. 263-274.

 

Дополнительная

Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия в условиях духовного обновления России.- Барнаул, 1994.-Ч.2.- Гл.1.

Кон И. Открытие Я.-М.,1978.

Основы религиоведения: Учеб./Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова.-4-е изд., перераб. допол..-М.: Высшая шк.,2002.

Основы философских знаний-М.,1994.

Фролов И.Т. Перспективы человека. - М.,1983.

Фролин Э. Иметь или быть. - М.,1986.

Проблема человека в западной философии. - М.,1988.

Чанышев А.Н. Начало философии.- М: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. - М.: Политиздат, 1989.

Гуревич П.С. Философская антропология.-М., 1997.

Психология восприятия.-М.,1989.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество.-М.,1992.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки.-М.,1992.

Фролин Э. Душа человека.-М.,1994.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха ПРосвещения.-М.,1991.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 19в.-М.,1995.

Очерки социальной философии. Учебное пособие для высших учебных заведений / В.Д. Зотов, В.Н. Шевченко, К.Х. Делакаров и др.- М.: Наука, 1994-С. 157-158, 197-208.

 

 

 

 

Тема 11. Взаимосвязь природы и общества.

 

Понятие природы и общества, основные формы их взаимосвязи.

а) Исторические взгляды на взаимосвязь природы и общества (географический детерминизм, мальтузианство, геополитика).

б) Диалектическая концепция взаимосвязи природы и общества (атрибутивная, функциональная концепция).

в) Концепция ноосферы (В.И. Вернадский)

Современные глобальные проблемы. Понятие глобальной проблемы. Глобалистика современности.

 

Основные категории и понятия:  природа, общество, географический детерминизм, геополитика, глобальные проблемы, мальтузианство, ноосфера, географическая среда, биосфера, экология.

 

Темы докладов и рефератов

1.     Природная среда и ее роль в обществе.

2.     Учение В. И. Вернадского о ноосфере.

3.     Современные проблемы экологии.

 

Литература

Основная

Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд.-М.: Гардарики, 2008-С. 507-508, 535-537, 557-562.

Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1: Учебник. - М: Изд-во МГУ, 1993.- С. 302-309.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.-М.: ЮНИТИ, 2004-С. 362-379

 

Дополнительная

 

Вернадский В.И. Биосфера / Избранные сочинения в 5-ти томах. - М.,1954-Т.4.-С.90-96.

Взаимодействие общества и природы. Философско-методические аспекты экологической проблемы. - М.,1986.

Глизерман А.Н. Природа и общество: Методологический аспект. - М.,1983.

Крут И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. - М.,1988.

Феникс, 1999.-С. 541-570, 297-303.

Моисеев Н.Н.,Александров В.В.,Тарко А.М.Человек и биосфера. - М.,1985.Ноосфера: проблемы единства природы и общества / Под ред. Сутягина П.В. Нижний Новгород, 1993.

Очерки социальной философии. Учебное пособие для высших заведений / В.Д.Зотов, В.Н. Шевченко, К.Х Делокаров и др.-М.: Наука, 1994.-С. 51-58.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Русское слово, 1997.-С. 229-230, 261-263.

Философия: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Трушилова.-М.: Былина, 2001.-С. 197-200.

Философия: учебник для высших учебных заведений.-Ростов н/Д.:

Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. - М.,1981.

 

 

Тема 12. Философия общества.

 

Понятие общества в философии, его принципиальные отличия от природной организации.

Основные философские концепции природы и сущности общества.

Понятие исторической и необходимости и природной, социальной, духовной свободы в общественном развитии. Законы общества. Ценности. Идеалы.

 

Основные понятия и категории: общество, ценности, идеалы, историческая необходимость, свобода.

 

Темы докладов и рефератов

1.     Динамические и статистические закономерности в природе и обществе.

2.     Социальное пространство и время: основные закономерности развития.

3.     Кризис мировой цивилизации на рубеже 20-21 вв. и пути его решения.

 

Литература

Основная

СпиркинА.Г. Философия:Учебник.-2-е изд.-М.: Гардарики, 2008-С. 503-512, 513-523.

Барулин В.С. Социальная философия.Ч.1: Учебник.-М.: Изд-воМГУ, 1993-С. 90-94, 120-130, 76-81, 60-65.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2004.-С. 380-394.

Дополнительная

Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х частях /Под ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989.-Ч.2.- гл. 14-С. 416-455.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В.,Моиджян К.Х Философия: Учебник.-М.: ИНФРА-М.,2001.-С. 263-268, 312-338, 427-462.

Очерки социальной философии. Учебное пособие для высших учебных заведений / В.Д. Зотов, В.Н. Шевченко, К.Х. Демокаров и др.-М.: Наука,1994-С. 59-70.

Арефьева Г.С.Общество. Познание. Практика. - М.,1988.

Барулин В.С. Социальная жизнь общества. - М.,12987.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М.,1986.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.,1994.

Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. - М.: Академический Проект, 2001.

Кутырев В.А. Современное социальное познание. - М.,1988.

Лукач Д.К. К антологии общественного бытия. - М.,1991.

Маркс К.К. К критике политической экономии. Предисловие / Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т.3.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.,1982.

Момджян К.Х Введение в социальную философию: Учебное пособие.-М.,1997.

Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни.-М.,1995.

Энгельс Ф. Письмо Боршусу, 25 января 1894/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.39.-С. 174-176.

Философия: Учебник /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.- М.: Русское слово, 1997.-C. 182-208.

 

Философия: учебник для высших учебных заведений.-Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-С. 305-342.

 

 

 

Тема 13. Диалектика материального

и  духовного в обществе.

 

Понятие материального, идеального и духовного в общественном развитии.

Материальное и идеальное в производстве, в материальной, социальной и духовной сферах.

 

Основные понятия и категории: Общество, производительные силы, производственные отношения, общественное бытие, общественное сознание, базис, надстройка, практика, потребности, цели.

 

 Темы докладов и рефератов

Материальное и духовное производство в обществе.

Правовое сознание и правовое государство.

Политико-правовая сфера общества.

Роль искусства в формировании личности.

 

Литература

Основная

Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1.: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1993-С. 51-60, 114-120, 163-180.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.К. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2004-С. 412-418, 422-424, 433-436, 442-447, 448-460, 462-463, 472-482, 491-492, 496-498.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.,1998.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Мошджян К.Х. Философия: Учебник. - М.:ИНФРА-М,2001-С. 263-268, 270-276.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд.-М.: Гардарики, 2008-Гл.16, 18.

 

Дополнительная

Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика.- М.,1988.

Барулин В.С. Социальная жизнь общества.- М.,1987.

Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролова: В 2ч.-М.,1989.-Ч.2-Гл.14.

Духовное производство. - М.,1981.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.,1986.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.,1991.

Кутырев В.А. Современное социальное познание- М.,1988.

Лукач Д. К онтологии общественного бытия. - М.,1991.

Основы философских знаний. - М.,1994.

Производство как общественный процесс. - М.,1982.

Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни.-        М.,1995.

Философия: Курс лекций. / Под ред. В.Л. Калашникова. - М.,1997.-        Темы 15, 16.

 Философия: Учебник /Под. ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.- М.: Русское слово, 1997-С. 188-192, часть 3, главы 3-6, часть 4, глава 3.

 

 

Тема 14. Культура

 

Понятие культуры. Культура как процесс, как результат и как ценность. Необходимость труда в сфере культуры для каждого человека.

Культура как форма самопознания и саморазвития человека. Внутренняя и внешняя культура человека и общества. Культура и нравственность, культура и образование. Духовность как аксиологическое явление.

Феномен образованщины.

 

Основные понятия и категории: культура, нравственность, мораль, духовность.

 

Тема докладов и рефератов

Традиции и новаторство в современной культуре.

Восток и Запад в их культурном взаимодействии.

Философия культуры.

Элитарная и массовая культура.

 

Литература

Основная

Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд.-М.: Гардарики, 2008-С. 694-700.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.-М.: ЮНИТИ, 2004 С. 448-457.

 

Дополнительная

Ахиезер Б.С. Культура, решения и цивилизация на Востоке. - М.,1990.

Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций для негуманитарных специальностей. - М.,1993.

Житенев В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. - М.,1994.

Конкард Н.И. Запад и Восток. - М., 1972.

Культура в свете философии. - Тбилиси, 1979.

Культура, человек и картина мира. - М.,1987.

Культура: теории и проблемы. - М.,1995.-С.5-32, 161-182.

Мешуев В.М. Культура и история. - М.,1977.- С.60-82.

Основы марксистско-ленинской теории культуры. - М.,1986-Разд.1.

Очерки социальной философии. Учебное пособие для высших учебных заведений / В.Д. Зотов, В.Н. Шевченко, К.Х Делокаров и др. М.: Наука, 1994 С. 167-177.

Проблемы философии культуры. - М.,1984.- С. 55-64, 244-254.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М.. 1983.

Прибольдт В. Язык и философия культуры. - М., 1985.

Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.,1991.

Философия: Учебник. / Под ред. В.Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Русское слово, 1997-С. 284-306.

Философия: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-С.343-355.

 

 

Тема 15. Цивилизация и отчуждение

 

1.     Понятие цивилизации в современной философии. Основные концепции цивилизации. Цивилизация и отчуждение.

2.     Проблема отчуждения в философии (К. Маркс, Э. Фролин). Смысл отчуждения, виды отчуждения. Самоотчуждение и его основные виды.

3.     Проблема снятия отчуждения: теоретический и практический аспекты.

 

Основные категории и понятия: отчуждение, цивилизация.

 

Темы докладов и рефератов

Культура и цивилизация.

Философское понимание взаимодействия культуры и цивилизации в современных западных концепциях.

 

Литература

Основная

Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1993-С. 238-239.

Философия: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-С. 356-388.

 

Дополнительная

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранное произведение. - М.,1990.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.- М.,1992.

Данилевский Н.Л. Россия и Европа. - М.,1991.

Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия: Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях-Ростов н/Д.,1993.

Мир Россия Евразия: Антология. М.,1995.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.-М.,1992.

Тойнби А.Дж. Постижение истории.-М.,1991.

Шпеншер О. Закат Европы: В 2 т.-М.-Пг.,1923.-Т.1.

Рычков А.К..Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов-100ответов: Учеб. пособие для студ. вузов.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002- С. 85-86, 106-107.

Философия: Учебное пособие / Под ред. доктора фил. наук проф. В.В. Трушкова М.: Былина, 2001 С. 188-191.

 

 

Тема 16. Проблема общественного развития в философии.

 

Проблема направленности общественного развития и ее решение в философии, критерии развития.

Единство и многообразие общественного развития и их теоретическое отображение в философии (понятие общественно-экономической формации, локальной культуры и цивилизации, концепция стадии индустриального общества ( У. Ростоу), идеалистические концепции развития общества (богословие, Г. Гегель).

Понятие техники, основные концепции философии техники. Соотношение и различие понятий труд и работа. Гуманизм и технократизм в развитии общества.

 

 

Основные категории и понятия: общественно-экономическая формация, локальна культура, индустриальное общество, техника, технократизм, работа, труд.

 

Темы докладов и рефератов

Соотношение формационного и цивилизационного подходов в оценке единства и многообразия мировой истории.

Основные этапы развития техники.

Наука как социальный институт.

Современная научно технологическая (информационная) революция и ее социальные последствия.

 

Литература

Основная

Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд.-М.: Гардарики, 2008._с, 544-556.

Барулин В.С. Социальная философия .Ч.1.: Учебник.- М.: Изд-во МГУ, 1993-С. 224-233, 233-249.

Философия: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-С. 310-330, 515-522, 535-540.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. М. : ЮНИТИ, 2004- С. 558-564.

 

Дополнительная

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.,1994.

Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии, 2002.-№5.-С.13-25.Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М.,1990.

Бузгалин А.В. "Постиндустриальное общество- тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии,-2002-№5-С. 26-43.

Введение в философию. В 2.т. М.: Политиздат, 1989.-Т.2.-Гл. 13,15.

Вебер М.Избранные произведения. - М.,1990.

Веки из глубины. - М.,1991.

Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.,1993.

Иноземцев В.Л. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии, 2002.-№5.-С.3-12.

Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. - М.,1988.

Князев В.П. Человек и технология. Киев, 1990.

Мир философии: Книга для чтения. - М.,1991-Т.2.-Разд.7.-парагр.2.

Новая технологическая волна на Западе.- М.,1986.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М.,1991.

Очерки социальной философии. Учебное пособие для высших учебных заведений / В.Д. Зотов, В.П. Шевченко, К.Х. Делокаров и др.-М.: Наука, 1994.-С. 108-119.

Поппер К.Р. Открытое общество  его враги. В 2-х томах. - М.,1991Ракитов А.П. Философия компьютерной революции- М.,1993.

Рассел Б. История западной философии. - Т.12,2-М.,1993.

Реале Дж..Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1-4.-М.,1994.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.,1992.

Степин В.С Философская антропология и философия науки. - М.,1992.

Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. - М.,1988.Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.,1991.

Файерабенд Л. Избранные труды по  методологии науки.-М.,1986- Разд. 2,4.

 

Тема 17. Смысл истории.

 

1.     Проблема смысла истории в философии.

2.     Потребности и интересы общественных формирований как источник развития общества. Понятие общественного прогресса.

3.     Движущие силы развития общества (Бог, воля вождя, психологическое состояние толпы, интересы социальных групп, классов).

 

Основные категории и понятия: интересы, потребности, прогресс, движущие силы истории.

 

Литература

Основная

1.     Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 2-е изд.-М: Гардарики, 2001-С. 718-730.

2.     Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д:

3.     Феникс, 1999-С. 331-339.

4.     Барулин В.С. Социальная философия Ч.1: Учебник М.: Изд-во МГУ, 1993.-С. 224-233, 252-273.

5.     Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.-М.: ЮНИТИ, 2001-С. 394-400, 564-575.

6.     Очерки социальной философии. Учебное пособие для высших учебных заведений / В.Д. Зотов, В.Н. Шевченко, К.Х. Делокаров и др.-М.: Наука, 1994-С. 99-107.

 

Дополнительная

1.     Ясперс К. Смысл и назначение истории.-М.,1991

2.     Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.-М.,1990.

3.     Бердяев Н.А. Душа России.-Л.,1990.

4.     Кантар К.М. История против прогресса.-М.,1992.

5.     Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т.23.

6.     Вебер М. Протенстанская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения.-М., 1990.

7.     Великий незнакомец: Крестьяне и фермеры в современном мире. (Хрестоматия). - М.,1992.

8.     Августин А. О граде Божьем // Философия истории. Антология. - М.,1995.-С.3-20.

9.     Вильчек В.М. Прощание с Марксом. - М.,1993.

10.       Гегель Г.В. Философия истории. - М.,1934.

11.       Гельвиций К. О человеке.

12.       Гончарук С.И. Локомотивы истории. М.,1985.

13.       Гриффен Л.А. Диалектика общественного развития-Киев, 1994.

14.       Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.,1986.

15.       Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. - М.,1964.

16.       Нилладзе Д.А. Потребности, поведение, воспитание. - М.,1968.

17.       Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности.- Свердловск,1992.

18.       Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность-М.,1974.

19.       Материалисты Древней Греции-М.,1989.- С. 176-257.

20.       Морозов В.С. Социальный интерес и поведение. - М.,1977.

21.       Ницше Ф. Сочинение. В 2 т.-М.,1990.

22.       Ортела - и - Гассет Х. Восстание масс // Дегуманизация искусства. - М.,1991.

23.       Рассел Б. Существование бога // Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения. - М.,1987.

24.       Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.,1992.

25.       Фромм  Э. Бегство от свободы. - М., 1990

26.       Фуко М., Ницше, Фрейд, Маркс. - М.,1999.

27.       Хоцей А.С. Теория общества: В 3т.- Казань, 1999-2000.

28.       Шелер М. Избранные произведения-М.,1994.

 

 

Тема 18. Философский смысл любви

 

1.     Любовь как способ человеческого существования. Представления о любви в истории философской мысли. Основные атрибуты любви.

2.     Нравственная природа любви. Любовь и эстетические ценности. Прекрасное и возвышенное.

3.     Типы любви. Божественная любовь как стремление к возвышенному. Любовь как отношение между я и Ты. Эгоизм. Альтруизм. Псевдолюбовь и ее формы.

4.     Любовь и Дружба. Любовь и Вражда как космические силы. Любовь и идея Всеединства в русской религиозной философии.

 

 

Основные категории и понятия: любовь, дружба, вражда, альтруизм, эгоизм, Всеединство.


Темы докладов и рефератов

1.     Любовь к ближнему и милосердие в христианской морали.

2.     Любовь и идея Всеединства в русской религиозной философии.

3.     Философское осмысление сердца и любви в русской философской традиции.

4.     Божественная любовь: что такое любовь к Богу?

5.     Любовь человека к человеку.

6.     Любовь в русской поэзии.

 

Литература

Основная

1.     Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд.-М.:Гардарики, 2001.-C. 531-537.

 

Дополнительная

2.     Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения.-М.,1990- С. 518-519.

3.     Льюис К. Любовь // Вопросы философии. 1989 - №8.

4.     Розанов В. Религия и культура // Соч.: В 2 т.- М.,199.-Т.1.

5.     Соловьев в.С. Смысл любви // Соч.: В 2т.-М.,1988.-Т.2

6.     Философия любви. В 2-х т.-М.,1990-Т.1.

7.     Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.-М.,1997.

8.     Франк С.Л. С нами Бог. Три размышления // Духовные основы общества.-М.,1992.

9.     Фромм Э. Искусство любви.-Минск,1990.

10.       Фейербах Л. Избранные философские произведения.-М.,1995.-Т.2-С. 114-1126, 188-193, 412-416.

11.       Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.-М.,1991.-С.180-197.

12.       Юркевич П.О. Философские произведения.-М.,1990.-С. 69-104.

13.       Финн Э. Основные феномены человеческого бытия // Прблема человека в западной философии.-М., 1988.

14.       Русский комизм-М.,1993.-С. 19-26, 64-78.

 

Тема 19. Философия о смысле человеческой жизни.

 

1.     Духовный и исторический опыт человечества о феномене смерти. Две концепции смерти:

а) Буддизм. Марксизм. Христианство и ислам.

б) Экзистенциональная концепция смерти.

     в)Смысл феномена смерти в жизни человечества.

2.     Проблема ценности жизни, смысла человеческой жизни в различных философских учениях. Религиозный, нравственно-гуманистический, социальный смысл человеческого бытия.

3.     Философская идея абсурдности, бессмысленности человеческого бытия.

 

Основные категории и понятия: смерть, жизнь, смысл жизни, абсурд.

 

Темы докладов и рефератов

1.     Человек в философии русского комизма.

2.     Проблема смысла жизни человека в современной философии.

 

Литература

Основная

1.     Философия: учебник для высших учебных заведений.-Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-С. 284-297, 238-239.

2.     2.Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.-М.: ЮНИТИ,2004.-С. 540-545.

 

Дополнительная

Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.,1994.

Крапивенский С.Э. Общий курс философии. - Волгоград,1999.

Бердяев Н.А. Самопорзнание-М.,1991.-С. 84-89Ю, 294-304.

Лауэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосовов.-М.,1979.-С.109-114.

Камю А. Миф и Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. - М.,1989.

Русский комизм: Антология философской мысли.-М.,1994.

Соловьев В.С. Чтения О Богочеловечестве.-СБб,1994.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм- это гуманизм // Сумерки богов.-М.: Политиздат, 1989.

Толстой Л.Н. Путь жизни. - М.,1993.-С. 372-421.

Толстых В.И. Сократ и мы. - М.,1986.-С. 22-98.

Философия русского комизма. - М.,1996.

Франкл В. Человек в поисках смысла-М.,1993.

Фрамм Э. Иметь или быть. - М.,1989.

Фрамм Э. Человек для себя.- Минск, 1992.-С. 137-165.

Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. - М.,1989.-Гл. 89-С. 495.

Трубников Н.И. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни // Философские науки, 1990.-№2.

Уильямс Б. Случай Макрокулос: размышление о скуке бессмертия // Проблема человека в западной философии. - М.,1988.

Проблема человека в западной философии. - М.,1988.

 

 

 

 

 

 

 

Тест к разделу 1

 

1.      Что такое философия? Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

 

а) философия наука;

б) философия мировоззрение;

в) философия ядро мировоззрения;

г) философия форма интегрирующего мышления;

д) философия методология познания.

 

2.      Выберите из предложенных вариантов:

1а) общее философии и религии; 1б) различия между ними:

 

а) объект исследования;

б) духовный мир человека;

в) творчество;

г) научность;

д) аргументированное доказательство;

е) принятие на веру;

ж) следование традициям;

з) проблемы мировоззрения.

 

3.      Существует ли основной вопрос философии?

 

а) существует;

б) существует несколько вариантов;

в) для философии характерен плюрализм в определении ее основных вопросов.

 

4.      Назовите причины существования религиозного мировоззрения в современных условиях:

 

а) массовое образование;

б) традиции;

в) несовершенство социального строя;

г) психологические стороны личности;

д) гносеологические корни.

 

5.      Какое из философских течений отрицает познаваемость мира:

 

а) материализм;

б) субъективный идеализм;

в) агностицизм;

г) объективный идеализм;

д) неотомизм.

 

6.      Какое из ниже перечисленных определений философии первоначальное?

 

а) душа культуры;

б) учение о мудрости;

в) любовь к мудрости;

г) идея совершенной мудрости;

д) форма теоретического мировоззрения;

е) учение о первосущностях.

 

7.      Какие из перечисленных вопросов являются философскими?

 

а) В чем смысл существования человека?

б) Каковы пути разрешения экологического кризиса?

в) Возможны ли небелковые формы жизни?

г) Что есть истина?

д) Как решить продовольственную проблему человечества?

е) В чем сущность гравитации?

ж) Возможно ли создание искусственного интеллекта?

з) Расширяется ли Вселенная?

и) Что такое свобода?

к) В какой мере нравственные качества личности обусловлены генетической программой?

 

8.      Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:

 

а) Системность.

б) Абстрактность.

в) Логическая непротиворечивость.

г) Простота.

д) Эмпирическая обоснованность.

е) Наглядность.

ж) Конкретность.

з) Максимальная общность.

и) Оценочный характер.

 

9.      Определите, какие из приведенных ниже суждений правильны.

 

а) Если мысль истинная, то она материалистическая.

б) Если мысль материалистическая, то она истинная.

в) Если мысль идеалистическая, то она ложная.

г) Если мысль ложная, то она идеалистическая.

д) Истинными или ложными могут быть как материалистические, так  и идеалистические мысли, суждения, теории.

10. Согласие с каким из нижеследующих положений означает агностицизм?

 

а) Некоторые вещи никогда не станут объектами нашего познания.

б) Процесс познания бесконечен.

в) Все наши знания только гипотезы и таковыми останутся.

г) Человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы.

д) Все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно.

е) Сущность вещей принципиально непознаваема.

ж) В науке есть неразрешимые задачи.

з) Пути Господни неисповедимы.

и) Чем больше познаем, тем меньше знаем.

к) Наши знания о мире приблизительны.

 

 

Тест к разделу 2

 

1.     Бытие это:

 

а) природные процессы;

б) объективная реальность;

в) субъективная реальность;

г) совокупная реальность;

д) деятельность человека.

 

2.     Материя есть философская категория для обозначения:

 

а) атомов;

б) вещества;

в) объективной реальности;

г) субстанции;

д) объективной реальности, данной нам только в ощущениях.

 

3.     Как соотносятся между собой понятия сознание и мышление:

 

а) они тождественны;

б) понятие сознание шире понятия мышление;

в) понятие мышление шире понятия сознание;

г) понятие сознание по содержанию уже понятия мышление;

д) понятие мышление уже понятия сознание.

 

4.     Связано ли сознание человека с развитием информационных процессов:

 

а) не связано;

б) существует прямая связь;

в) связано, но косвенно.

 

5.     Тождественны ли категории познания и отражение?

 

а) да, потому что познание равно отражению;

б) нет, потому что не всякое отражение есть познание;

в) нет, потому что не всякое познание есть отражение (в творческом процессе, например).

 

6.     Что такое истина:

 

а) это результат соглашения между учеными;

б) это реально существующие явления (дом, дерево, экономика, деятельность человека и т.д.);

в) соответствие мысли той реальности, которую она отражает;

г) это правда.

 

7.     Может ли продолжение (логическое) механистического понимания движения привести к идее первотолчка и Богу как первопричине всякого движения:

 

а) не может;

б) может, потому что всякий предмет приводится в движение другим, а другой третьим и т.д. Но это не может быть продолжено в бесконечность. Конечной причиной и  первотолчком является Бог;

в) хитрость разума в том, что он вообще отрицает первотолчки, первопричины из-за того, что хаотическое столкновение и взаимодействие неистребимо (статистика). Следовательно, движение вечно и оно есть, было и будет всегда. Но его начала никогда не было.

 

8.     Мир и отдельные явления и процессы противоречивы. Должно ли быть противоречивым (чтобы развиваться) наше мышление?

 

а) мышление не может быть логически противоречивым (2-й закон формальной логики);

б) мышление развивается через противоречия;

в) противоречия не в мышлении, а в борьбе идей.

 

9.     Можно ли обнаружить всеобщее в отдельном:

 

а) в отдельном можно обнаружить лишь единичное;

б) в отдельном только особенное;

в) всеобщее может быть найдено в любом явлении;

г) всеобщее существует и без всякого отдельного само по себе.

10.            Являются ли категории диалектики формой существования знаний?

 

а) категории лишь знаки вещей;

б) категории отражение свойств вещей, формы знаний;

в) категории условные конструкции в науке, пригодные лишь для взаимного понимания между учеными.

 

 

Тест к разделу 3

 

1.                 К какой модели общества можно отнести суждение материалиста  Л. Фейербаха Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии

 

а) материалистической;

б) идеалистической;

в) натуралистической.

 

2.                 К какому понятию относится следующее определение: исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства?

 

а) цивилизация;

б) политическая надстройка;

в) общественно-экономическая формация;

г) государство.

 

3.                 Какие из приведенных ниже явлений относятся к общественному сознанию?

 

а) политика;

б) географическая среда;

в) экономические отношения;

г) церковь;

д) государство;

е) искусство;

ж) культура;

з) национальные отношения;

и) мораль;

к) наука.

 

4.                 Выберите правильное суждение:

 

 а) цивилизация это совокупность людей, объединенных единством религии;

б) цивилизация это синоним культуры общества;

в) цивилизация это мировое сообщество государств и народов;

г) цивилизация это материальная культура общества;

д) цивилизация это ступень развития государства, следующая за периодом дикости и варварства;

е) цивилизация это совокупность материальных и духовных ценностей общества в процессе его исторического развития.

 

5.     Какие из перечисленных ниже явлений относятся к общественному бытию с точки зрения материалистической модели?

 

а) производственные отношения;

б) мораль;

в) географическая среда;

г) политические отношения;

д) производственные силы;

е) техника;

ж) религия;

з) политическая идеология;

и) демографические условия общества;

к) социальная психология;

л) материальная сторона семейных отношений.

 

6.     Укажите, согласие с каким суждением означает волюнтаризм:

 

а) народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества;

б) ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народных масс;

в) история есть результат деятельности мирового разума;

г) выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами.

 

7.     Кто ввел в научный оборот понятие общественно-экономическая формация?

 

а) Л. Фейербах;                               в) К. Маркс;

б) Л. Гегель;                                    г) М. Вебер;

                         д) П. Сорокин.

 

8.     Какие из перечисленных явлений относятся к надстройке с позиций формационного подхода к обществу.

        

а) семья;                                          ж) техника;

б) язык;                                            з) мораль;

в) искусство;                                   и) экологические отношения;

г) наука;                                           к) право;

д) идеология;                                   л) суд.

е) культура;

 

9.     Согласие с каким суждением характерно для идеалистической модели?

 

а) выдающаяся личность не играет никакой роли в истории;

б) выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе;

в) выдающаяся личность может оказать существенное влияние на исторический процесс при определенных условиях.

 

10.            Какое суждение раскрывает сущность натуралистической модели общества?  

 

а) природная среда необходимое условие существования людей;

б) географическая среда может ускорять или замедлять процесс развития общества;

в) географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику, мораль;

г) законы развития общества отличны от законов природы.

 

 

Тест к разделу 4

 

1.     Выберите основные классообразующие признаки:

 

а) место в исторически определенной системе общественного производства;

б) уровень образования;

в) степень квалификации;

г) отношение к средствам производства;

д) роль в общественной организации труда;

е) политические взгляды;

ж) способ получения и доля общественного богатства;

з) положение в системе власти.

 

2.     Что из перечисленного относится к социальной структуре общества, а что к политической, разделите: А) социальная; Б) политическая:

 

а) семья;                                        з) общественные организации;         

б) род;                                           и) партии;

в) племя;                                       к) классы;

г) профсоюзы;                              л) государство;

д) трудовые коллективы;              м) народности;

е) сословия;                                  н) нации;

ж) касты;                                       о) общественные движения.

 

3.     Что из перечисленного является признаками государства:

 

а) публичная власть;

б) органы политического принуждения;

в) наличие управленческого аппарата;

г) система законов;

д) налоговая система;

е) территориальное деление общества;

ж) функция насилия;

з) регулирование социальных отношений;

и) внешнеэкономические отношения;

к) идеологические функции.

 

4.     Что характеризует форму государственного правления:

 

а) республика;                                е) федерация;

б) монархия;                                   ж) конфедерация;

в) демократия;                                 з) тоталитаризм;

г) диктатура;                                    и) авторитарный режим.

д) унитарное образование;

 

5.     Что характеризует политический режим:

 

а) республика;                                е) федерация;

б) монархия;                                   ж) конфедерация;

в) демократия;                                 з) тоталитаризм;

г) диктатура;                                    и) авторитарный режим.

д) унитарное образование;

 

6.     Назовите признаки демократии:

 

а) признание воли большинства;

б) признание воли всего народа;

в) выборность основных органов власти;

г) соблюдение прав и свобод граждан;

д) равноправие граждан;

е) учет мнения меньшинства;

ж) безусловное подчинение меньшинства большинству;

з) референдум;

и) централистские методы управления;

к) игнорирование интересов отдельных личностей;

л) многопартийность;

м) принцип разделения власти.

 

7.     Выберите наиболее полную трактовку культуры. Культура это:

 

              а) духовная жизнь общества;

б) знания, интеллектуальное развитие человека;

в) соблюдение норм морали;

г) интерес и приобщение к искусству;

д) образование, широкий кругозор;

е) вежливость в повседневной жизни;

ж) определенный уровень цивилизации;

з) единство материальной и духовной деятельности;

и) совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.

 

8.     Что включает в себя общественное сознание:

 

а) идеи, взгляды, представления людей;

б) политические и правовые отношения;

в) экономические отношения;

г) научные теории;

д) производственные отношения;

е) научные теории;

ж) религиозные учения.

 

9.     Что из перечисленного соответствует гносеологическому подходу в исследовании общественного сознания, а что социологическому:

 

а) обыденное сознание;

б) общественная психология;

в) теоретическое сознание;

г) идеология.

 

10.           Какие средства выражения присущи следующим сферам духовной деятельности: науке, праву, религии, морали, искусству?

а) художественные образы;

б) догматы;

в) законы;

г) нормы;

д) категории.

 

 

 

 

 

Тест к разделу 5

1. Укажите верное положение:

а) человек и его поведение определяются биологическими законами;

б) человек - это сознательное существо, биологические факторы не влияют на его поведение;

в) решающее влияние на поведение человека оказывает инстинкт;

г) человек, прежде всего, сознательное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы;

д) поведение человека полностью предопределено его генотипом.

2. Какое суждение о соотношении понятий "человек" и "лич-
ность " истинно?

а) человек и личность - это тождественные понятия;

б) человек - это антропологическое понятие, а личность -
социальное;

в) человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью;

г) главным свойством личности является то, что у нее есть
мировоззрение и самосознание;

д) личность -  это общественно развитый человек.

3. Выберите суждение, в котором содержится характеристика
народа как социальной общности с позиций материалистического подхода к обществу?

а) народ - это все население данной страны;

б) народ - трудящиеся классы;

в) народ - это те классы, слои и социальные группы, которые содействуют общественному прогрессу;

г) народ - те классы и слои общества, которые создают материальные ценности;

д) народ - те классы, слои общества, которые создают материальные и духовные ценности.

 

4. К какому понятию относится следующее определение: "...
субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами -
интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, являющимися продуктом определенной социальной среды"?

а) "человек";

б) гражданин";

в) "личность".

5. Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающего его социальную сущность, это ...

а) индивидуальность;

б) личность;

в) индивид.

6. Какое суждение раскрывает содержание понятия "историческая личность "?

а) личность, деятельность которой способствовала прогрессивному развитию общества;

б) личность, которая оказала влияние на общественное
развитие благодаря своим индивидуальным качествам.

7. Как называется чрезмерное возвеличивание какой-либо личности?

а) авторитет;

б) деспотизм;

в) культ.

8. Если доказать, что естественное развитие целиком определяется сознанием и волей великих людей, то какие следствия будут логически вытекать из этого допущения?

а) исторический процесс совершается закономерно;

б) научное познание общества невозможно;

в) общественная жизнь не имеет объективных законов;

г) научное познание и предвидение исторических событий
возможно;

д) ход истории заранее предопределен и неизбежен;

е) развитие общества невозможно;

ж) общественная жизнь - случайный процесс.

9. Выделите верное положение с точки зрения материалистической модели общества:

а) народ играет решающую роль в истории;

б) роль народа в процессе общественного развития возрастает;

в) определяющую роль в обществе играет "элита";

г) возрастание роли народа в истории есть непрерывно
расширяющийся, ускоренный процесс.

10. К какому понятию относится следующее определение: Общепризнанное влияние личности, основанное на знаниях, опыте,
нравственных достоинствах.

а) "тирания";

б) "культ";

в) "авторитет".

 

 

Экзаменационные вопросы по философии

 

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

Происхождение философии. Специфика философского знания.

Основной вопрос философии и его историческое развитие.

Проблема специфики восточной  западной философии. Особенности русской философии.

Место и роль философии в системе культуры (соотнесенность с наукой, искусством и др.).

Понятие диалектики, ее основные причины. Диалектика  метафизика.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика и синергетика.

Философский смысл законов и категорий диалектики.

Учение о бытии в античной философии.

Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии. Религиозная картина мира.

Объективный идеализм Т. Гегеля.

Понятие материи: субстратная, субстанциональная и атрибутивная модели.

Способ и нормы существования материи.

Философская и научная картина мира.

Процесс познания: отражение и конструирование.

Виды познания. Идеалы и идолы в познании.

Проблема гносеологичнского образа. Основные виды гносеологичнского образа.

Единство чувственного и рационального в познании. Эмпирическое и теоретическое знание.

Проблема истины. Практика-критерий истины.

Проблема познания в философии. Сознательное и бессознательное.

Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.

Человек как биологическое, социальное и духовное существо. Основные концепции антропосоциогенеза.

Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность.

Понятие природы и общества, основные формы и взаимосвязи.

Современные глобальные проблемы.

Понятие материального, идеального и духовного в общественном развитии.

Культура как процесс, как результат и как ценность. Культура и нравственность, культура и образование.

Цивилизация и отчуждение.

Единство и многообразие общественного развития (общественно-экономическая организация, локальные цивилизации и т.д.).

Понятие техники, основные концепции философии техники.

Потребности и интересы общественных формирований как источник развития общества.

Движущие силы истории.

Любовь как способ человеческого существования. Типы любви.

Философия о смысле человеческой науки. Идея абсурдности.

 

Сайт создан в системе uCoz